I
два русских живописца. — 1) Павел Антонович Р., род. в 1822 г., получил художественное образование в императорской академии художеств, где числился учеником профессора А. Т. Маркова и получил за свои успехи все медали, включительно до большой золотой, которая была присуждена ему в 1847 г. за картину: "Толкучий рынок". Будучи вслед затем отправлен за казенный счет на шесть лет за границу, он провел там всего два года, в течение же остальных лет своего пенсионерства путешествовал по России, изучая простонародный быт, изображение которого сделалось его специальностью с юных лет. В особенности близко познакомился он с типами и нравами жителей южных губерний и Остзейского края. В 1853 г., за картину "Питейный дом", получил звание академика, после чего являлся перед публикой со своими произведениями очень редко, занимаясь преимущественно преподаванием рисования.
2) Александр Антонович Р., брат предыдущего, род. в 1836 г. Получив начальное образование в рижском уездном училище и первое знакомство с рисованием и живописью от своего брата, в 1852 г. поступил в ученики императорской академии художест, где состоял учеником профессора Б. П. Виллевальда. В 1857 г. был удостоен малой серебряной медали за картину "Корчма" и большой серебряной за картину "Итальянский шарманщик в корчме". В том же году сделал за собственный счет поездку в Италию и Францию. Картина "Жиды-контрабандисты" (в музее императора Александра III) доставила ему в 1859 г. малую золотую медаль. После того он путешествовал в Испанию и Бельгию, неоднократно посещал прибалтийские губернии, и в 1862 г., за картину: "Аукцион в лифляндской деревне", получил большую золотую медаль и право на шестилетнее пребывание в чужих краях в качестве пенсионера академии. Совершенствовался четыре года в Париже и особенно в Риме, причем, еще больше, чем прежде, пристрастился к писанию миниатюрных, тщательно оконченных картин, для которых сюжеты стал брать из жизни высшего католического духовенства и монахов, из римского народного быта и из нравов тамошних евреев, помещая изображенные сцены по большой части в закрытых помещениях, каковы кабинеты прелатов, монастырские рефектории, трактиры, синагоги и т. п. Восемь картинок подобного рода, привезенных в СПб. в 1866 г., доставили Р. звание академика и продление срока пребывания за казенный счет в чужих краях. В 1868 г., за новые произведения в том же роде, академия возвела Р. в профессоры. По истечении срока своего пенсионерства, он окончательно поселился в Риме, где живет и поныне, но не разрывая связи с Петербургом. Из многочисленных картин Р., отличающихся хорошим рисунком, характерностью выведенных на сцену типов, прекрасной передачей костюмов и комнатной обстановки, удивительной тонкостью письма, но страдающих цветистостью колорита и излишней прилизанностью, достойны внимания в особенности: "Римская таверна" (в музее императора Александра III, в СПб.), "Трапеза капуцинов" (у К. Солдатенкова, в М.), "Выход кардинала из церкви" (у него же), "Синагога" (у него же), "Ризница в монастыре картезианцев" (в Аничковом дворце, в СПб.), "Совет кардиналов" (у наследников Д. Боткина, в М.), "Чтение талмуда" (в Третьяковской галерее, в М.), "Квартет дилетантов", "Посещение кардиналом церкви С.-Онофрио, в Риме" и некоторые др.
A. С—в. II (Александр Антонович, дополнение к статье)
живописец-жанрист: окончил жизнь самоубийством в Риме, в 1902 г.