Значение АНТОНОВИЧ, МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ в Словаре Кольера

Что такое АНТОНОВИЧ, МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ

(1835-1918), русский публицист, литературный критик, философ-материалист. Родился 27 апреля 1835 в г.Белополье Харьковской губернии. Сын дьячка. Очень рано потерял родителей и остался круглым сиротой. Окончил духовное училище, а затем Харьковскую семинарию (1855). В 1859 Антонович заканчивает Петербургскую духовную академию и становится кандидатом богословия. Но уже в годы учебы его взгляды принимают материалистический и атеистический характер. Решающую роль в этом сыграло изучение им трудов французских материалистов, П.Прудона, Л.Фейербаха. В 1859 в "Современнике" была опубликована статья Антоновича Что иногда открывается в либеральных фразах?, вступление к которой написал Н.А.Добролюбов. Последний познакомил Антоновича с Н.Г.Чернышевским. В 1862 Антонович выходит из духовного звания. Став в 1861 постоянным сотрудником "Современника", а после смерти Добролюбова возглавив литературно-критический отдел журнала, он включается в журнальную полемику. В статьях Современная философия, Два типа современных философов; Современная физиология и философия Антонович выступает с позиций антропологического материализма, отстаивая и пропагандируя философские взгляды Чернышевского. В своей критике философского идеализма (от Платона до Гегеля и Шопенгауэра) он опирался также на исследования европейских и русских естествоиспытателей (Ч.Дарвина, Д.Льюиса, И.М.Сеченова). Критикуя идеологию почвенничества, полемизировал с Н.Н.Страховым и Ф.М.Достоевским. В 1862-1864, ведя борьбу с "антинигилистической" литературой (статьи Асмодей нашего времени, Современные романы), исключительно резко оценивал роман И.С.Тургенева Отцы и дети. В целом для для литературно-критических работ Антоновича характерны идеологический подход к литературному творчеству, стремление видеть в содержании художественного произведения непосредственное отражение "прогрессивных" или "реакционных" тенденций общественной мысли. В брошюре Материалы для характеристики современной русской литературы (1869) Антонович подверг критике Н.А.Некрасова, обвинив поэта в измене передовым общественным идеалам.

После закрытия "Современника" Антонович с семьей некоторое время жил за границей (1866-1868). В 1870-е годы он занимался преимущественно переводами многочисленных трудов по истории и естествознанию. Сотрудничал в различных изданиях ("Слово", "Новое обозрение" и др.), Антонович продолжал отстаивать революционно-демократическую идеологию 1860-х годов, критиковал Тургенева (теперь уже за роман Новь), в 1881 в рецензии на роман Ф.М.Достоевского Братья Карамазовы, не приемля религиозных идеалов писателя, отрицал художественное значение этого произведения. В 1898-1916 он публикует воспоминания о Чернышевском, Добролюбове, Некрасове, Лаврове, труд о Ч.Дарвине и его учении. В своих последних статьях Антонович резко отрицательно оценил религиозно-философские идеи авторов сборника Вехи. Умер Антонович в Петрограде 14 ноября 1918.

Кольер. Словарь Кольера.