Значение МОЛЛЕР ФЕДОР АНТОНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

МОЛЛЕР ФЕДОР АНТОНОВИЧ

(фон Моллер) — исторический живописец и портретист (1812—75). Служа офицером в п.-гв. Семеновском полку, в свободное от службы время упражнялся в живописи и для ее изучения посещал классы Акд. худож. Впервые выступил перед публикой на академической выставке 1832 г. с картиною "Битва при Остроленке". После того им были выставлены "Альцеста, освобождающая Геркулеса из царства теней" и несколько жанров. В 1835 г. Академия за его успехи в рисунке присудила ему малую золотую медаль. По приезде в СПб. К. Брюллова М. стал пользоваться его руководством и, дабы нераздельно предаться живописи, вышел в отставку из военной службы. В 1837 г. за картину, изображавшую семейство его отца, он был награжден от Академии большою золотой медалью и признан назначенным в академики. Вскоре после того отправился на собственный счет в Рим, откуда в 1840 г. прислал лучшее из всех своих произведений — картину "Поцелуй" (наход. на собственной даче его имп. вел., близ Петергофа), сделавшую его имя известным в массе русского общества и доставившую ему звание академика. Возвратившись в 1847 г. ненадолго в Россию, он снова отправился в Рим, где увлекся идеями тамошних немецких художников-назареев и стилем Овербека и написал в его духе колоссальную картину "Проповедь апостола Иоанна на острове Патмосе" (нах. в музее Акд. художеств), за которую в 1857 г. получил звание профессора. Артистическая деятельность М. распадается да два периода. В первом он является последователем К. Брюллова, хорошим рисовальщиком, эффектным колористом, вообще художником, не лишенным вкуса и непритворного чувства. К этому периоду, кроме вышеупомянутого семейного портрета М.-отца и "Поцелуя", относятся его картины "Русалка", "Невеста, задумавшаяся над обручальным кольцом", и некоторые др. Во втором периоде творчеством М. управляло не столько вдохновение, сколько следование принципам Овербека и его школы; он впал в холод и рефлективность композиций, в вялость и условность красок, в сухость и жесткость исполнения. Этими недостатками страдают в большей или меньшей степени и "Проповедь апостола Иоанна", и написанные им после этой картины "Татьяна, отправляющая письмо к Онегину", "Моисей, спускаемый в корзине на воду своею матерью" (1861), "Видение Александра Невского перед сражением на Неве" (исполнена для моск. Храма Спасителя, 1862), "Посольство Папы к Александру Невскому" (тоже), "Битва Александра Невского со шведами" (наход. Александровском зале Кремлевского дворца в Москве, 1864—65), "Юдифь" (1870), "Распятие" (в лютер. црк. в с. Вендау, в Лифляндской губ., 1871 г.) и некоторые др.А. С—в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.