политический и литературный деятель южной России (1620-93), учился в киевской, виленской и калишской школах. Приняв монашество, он был преподавателем, позже — ректором киевской коллегии, с 1657 г. — черниговским архиепископом. Современники очень уважали Л. Барановича: св. Димитрий Ростовский называет его "великим столпом церкви". Он сумел снискать благорасположение Москвы и в то же время посильно отстаивал автономию малорусского духовенства — против московской патриархии, административную свободу Малороссии — против московских воевод; заботился о подъеме образования и об улучшении быта низшего духовенства, об увеличении школ и типографий, о восстановлении разрушенных монастырей и церквей. В Новгород-Северске Л. устроил типографию, которая при его жизни выпустила в свет около 50 книг, богослужебных и литературных, на славянском, польском и латинском языках. В 1679 г. новгород-северская типография была перенесена в Чернигов. Любитель церковного пения, Л. имел прекрасный хор и снабжал певчими Москву. Он заботился и о развитии проповеди, приглашал в проповедники лиц с высшим образованием и сам часто говорил проповеди, правда, очень сухие и малодоступные для понимания. Из проповедей, написанных им в Киеве и Чернигове, составились два больших сборника; "Меч духовный" (1666) и "Трубы словес проповедных" (1679), они посвящены царю Алексею Михайловичу. Мораль Л. обычная, шаблонная — жалобы на грехи, советы бежать от мира и т. п. Язык книжный, довольно правильный, без латинских, польских и народных малорусских слов, часто попадающихся в других сочинениях того времени. Что Л. не было. чуждо поэтическое чувство, это видно из его сборника стихов на польском языке: "Lutnia Apollinowa" 1671 г. До 500 виршей посвящено прославлению Бога, ангелов и святых; здесь иногда прорывается теплое религиозное чувство. Лучшие стихотворения — о весне, о жатве, о погоде, о туче и о зиме. Недурны стихотворения о войне с татарами и турками, проникнутые любовью к родному краю. К полякам Л. относится довольно сочувственно и желает, чтобы великоруссы, малороссы и поляки общими силами боролись с турками. Местами попадаются бойкие выражения и пословицы. В 1676 г. Л. издал религиозно-полемическое сочинение: "Nowa Miara starey wiary", направленное против "Stara wiara" Боймы. Он говорит против главенства папы, filioque и других особенностей католичества; местами вставлены стихотворения, не лишенные патриотического одушевления. Тон полемики мягкий. С 1676 по 1683 г. Л. издал несколько мелких сочинений ("Вечерний плач", "Заутренняя радость", "Wienec Bo?ej Matki" и др.); они ныне составляют большую библиографическую редкость, а некоторые известны лишь по заглавиям. Ср. специальное исследование о Л. Барановиче, Н. Сумцова (Харьков, 1885; здесь указана и литература предмета); проф. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский"; Эйхгорн, "Сношения малорусского духовенства с московским правительством" (в "Чт. Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос.", 1892-93); "Киевская Старина" (1891 г., I, 202-206, о "Ksi?ga smierci", Барановича, 1676 г. — очень редкой книге).H. С — в.
Значение ЛАЗАРЬ БАРАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЛАЗАРЬ БАРАНОВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012