? представляет большой параллелограмм, лежащий между Македонией и Боснией; на С омывает его река Ситница, на Ю Неродимка; окружено на ЮВ высоким хребтом Любетином, на СЗ Рогозном; котлообразные углубления, болота. Прежде К. поле слыло плодородным, теперь это пустырь, поросший мелким кустарником и лесом; обработаны лишь ближайшие окрестности городов и деревень. Здесь не раз сталкивались войска из сев.-зап. областей Задунайского полуо-ва с войсками из юго-вост. областей его. Таковы, напр. битвы 1073 г., когда сербы победили греков и их союзников болгар; 1170 г., когда Неманя отстоял свою власть от братьев и греков; 1389 г., когда пало сербское царство; 1403г., когда Стефан Лазаревич разбил султана Мусу; 1448 г. ? поражение Гуниада турками; 1689 г. ? австрийский полководец Пикколомини побежден турками; 1831 г. ? султан Махмуд разбил боснийцев. Из всех этих битв наибольшее значение имело поражение сербов турками 15 июня (день св. Вита, по-сербски " видов дан") 1389 г. Встретились войска близ Лаба, впадающего в Ситницу. Во главе турок стоял Мурад, с двумя сыновьями, во главе сербов ? князь Лазарь, с тестем Югом-Богданом и двумя зятьями, Милошем Обиличем и Вуком Бранковичем. Силы турок были многочисленнее раза в три, но сербы не отчаивались. Битва началась в 6 ч. утра и была очень кровопролитной. Сербские войска уже одолевали, когда один из их отрядов, предводимый Вуком Бранковичем ? неизвестно, отчаявшись ли в успехе или изменнически ? отступил за р. Ситницу, а за ним побежали боснийцы. Расстроенные полки сербов были разбиты. Погиб Юг Богдан с 9 сыновьями, пал Милош, а князь Лазарь, раненый, взят в плен и казнен; но и сам Мурад нашел смерть в этой битве, по преданию ? от руки Милоша Обилича. Со времени этой битвы сербы стали данниками турок. Ни одно событие старо-сербской истории не оставило такого глубокого следа в народной памяти, как косовская битва. Она записана в летописи, о ней составлены целые рапсодии.
Косовская битва в народном сербском эпосе. Битва на Косовом поле, напоминая сербам о потере не только былого могущества, но и независимости, дала материал для обширного цикла сказаний и песен. Они распространены не столько там, где происходило событие, сколько в Герцеговине и Черногории (нечто аналогичное произошло с нашими былинами киевского цикла и германскими сагами, которые сохранились далеко не в тех местностях, где происходили или должны были происходить, судя по их рассказам, описываемые в них события). Впрочем, живые рассказы и предания об этом несчастном дне можно услышать из уст каждого серба; причем все эти рассказы вполне совпадают с песнями и указывают те или другие памятники, имевшие отношение к бою. Этих памятников в особенности много при слиянии Лабы с Ситницей, где кипела наиболее жаркая битва. Здесь стоит памятник султану Мураду в виде небольшой мечети, в которой, по преданию, хранятся его внутренности. Там же лежат три камня, отдаленные один от другого на 50 (!) локтей, на том месте, где Милош Обилич (или Кобилич), потеряв коня, ушел от преследовавших его турок тремя огромными прыжками, которые он делал, опираясь на свое копье. Недалеко от вершины Голеша находится небольшой пригорок, весь усеянный надгробными памятниками: это, говорят, все могилы турок, которых перебил храбрый Милош. Вообще из всех героев К. битвы больше всего привлекает внимание и сочувствие сербов Милош, заслоняя собой в памяти народной даже князя Лазаря, который чтится больше в качестве св. мученика. Память о Милоше сохранилась даже у турок: в музее Эски-Серая хранятся (или, по крайней мере, хранились еще не так давно) его вооружение и узда его лошади.
Песен о К. битве (Косовска битка или бoj на Косову) сохранилось много, как в целом виде, так и в отрывках, и все они образуют как бы особый цикл, под названием "Лазариц" (Лазарице). Собраны они и изданы главным образом В. Стеф. Караджичем, в его сборнике "Срспке народне пjесме" (1845, II. т., ¦¦ 43?53; II изд. 1875). Некоторые из них переведены на разные (не только славянские) языки; есть и русские переводы. По народному воззрению, выраженному в песне, К. битва была следствием чрезвычайных требований султана Мурада, который написал князю Лазарю письмо такого содержания:
Oj Лазаре, Од Србиjе глава!
Нит' je било, нити може бити:
Jeдна зем а, а два господара и т. д.,
и предлагал оружием решить, кому должна принадлежать земля и кто будет собирать харач (дань). Задумался князь Лазарь, как ему быть. Из этого раздумья его выводит принесенное св. пророком Ильей письмо от Богородицы (см. прекрасную песню "Пропаст царства Српскога ", стр. 295):
Царе Лазо, чести то колено!
Коме ·еш се приволети царству?
Или волиш царству небескоме
Или волиш царству зема скоме?
Царь Лазарь решил "приволети царству небескоме" и стал готовиться к решительному бою. Он стал собирать войско со всех концов сербской земли и призывал к ополчению всех поголовно, заклиная страшной клятвой:
Ко пе не до-е на бoj на Косово
Од руке му ништа не родило
Ни у по у бjелища шеница
Ни у брду винова лозица.
И собралось огромное войско, какого никогда не видала сербская земля ни прежде, ни после. Подобно Гомеровскому ????????? ??? ????, и у сербского певца (в песне "Пропаст царства Српскога") есть перечисление участвовавших в К. битве владык, с указанием количества приведенных ими войск. Огромное, сильное войско наверное одержало бы победу, если бы не исконный славянский порок ? разлад и несогласия среди воевод. В войске кн. Лазаря среди воевод были добродетельный герой Милош Обилич и злой Вук Бранкович. Обоим им суждено было сыграть видные роли в К. битве, и эти роли намечаются еще накануне боя, во время царского пира (ст. ¦ 50 "Комади од различниjех Косовскиjех пjесама" III: "Славу слави српски кнез Лазаре..."), когда кн. Лазарь, по чьему-то наговору, обвиняет Милоша Обилича в задуманной им будто бы измене: Милош отражает обвинение и заявляет, что измену задумал не он, а Вук Бранкович, он же намерен во чтобы то ни стало заколоть султана Мурада. Так действительно и случилось. Храбро и мужественно бились сербы, но победа была не на их стороне; пал старый Юг-Богдан со своими 9 сыновьями и со всем своим войском, погибли и Мрнявчевичи со своими дружинами; герцога Стефана и его войско постигла та же участь. Оставался только сам кн. Лазарь; победа могла еще достаться ему, но передался туркам "проклятый" Бранкович, и погибло все славное войско царя Лазаря и сам он принял мученическую кончину.
Бог убио Бранкови·а!
Он издаде таста на Косову;
Тада Лизу надвладаше Турци,
И погибе српски кнез Лазаре,
И еегова сво изгибе воjска
Седамдесет и седаш швада.
Когда султан Мурад осматривал покрытое бесчисленными трупами поле битвы, из груды убитых поднялся Милош Обилич, и, приблизившись к Мураду, как бы для приветствия, ударил его кинжалом в живот. ? Быстро распространилась печальная весть по сербской земле, и повсюду имя Byка Бранковича вызывало горькие проклятия. Вестники на вопросы о нем отвечали с неохотой:
Шта ме питаш проклетога Вука?...
Бог убио проклетога Вука!
Проклето му племе и ко ено
Проклет био и ко га родио!
Он издаде таста на Косову!...
К циклу косовских песен относятся и песни о Лучиче Стефане и о Страхиниче Бане. У Гильфердинга записана большая песня, сложенная о К. битве в XVIII стол., в Дубровнике; здесь упоминается о венгерских полках, принимавших участие в этой битве, чего нет в сербских песнях.