Значение слова ДОДЭ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ДОДЭ

Додэ (Альфонс) - известный франц. романист, род. в Ниме 13 мая 1840г. Окончив курс лицея в Лионе, он прослужил два года учителем в Алэ.Первые стихотворения Д. напечатаны в лионских газетах, когда будущийроманист был еще воспитанником лицея. В 1857 г. Д. прибыл в Парижпопытать счастья на литературн. поприще. В Париже он дебютировалсборником стихотворений "Les Amoureuses"; одно из них, "Les Prunes",обратило внимание критики на даровитого юношу. В "Figaro" появился,затем, очерк "Les gneux de province", в котором Д. обрисовал плачевнуюучасть провинциальных педагогов. В этом очерке сказались уже главныеотличительные черты Д. - наблюдательность, уменье придавать выпуклостьобразам и описаниям, блестящий стиль, большая впечатлительность. В 1859г. Д. издал второй том стихотворений: "La double conversion", в 1861 г.- сборник рассказов, под общим заглавием "Le chaperon rouge". В. течениепяти лет, до 1865 г., Д. занимал должность личного секретаря герцогаде-Морни; близкое соприкосновение со многими деятелями второй империиобогатило запас его наблюдений. Во время осады Парижа он зачислился впехотный батальон и участвовал во многих стычках. В 1874 г. он началписать критические фельетоны в "Journal Officiel". С 1862 г. Д. работаетдля театра; пьесы его, большею частью переделанные из его же романов ине имевшие особенного успеха, ставились в следующем порядке; "LaDerniere Idole" (1862), "L'Oeillet blanc" (1865), "Les Absents" (1865),"Le Frere aine" (1868), "Le Sacrifice" (1869), "Lise Tavernier" (1872),"L'Arlesienne" (1872), "Fromont jeune et Risler aine" (1876), "Le Char"(1877). "Le Nabab" (1880), "Jack" (1881), "Les Rois en exil" (1883),"Sapho" (1885), "Numa Roumestan" (1887), "Tartarin sur les Alpes"(1888), "La lutte pour la vie" (1889), "L'Obstacle" (1890). Некоторые изних написаны в сотрудничестве с другими драматургами. В 1866 г. Д.поместил в "Evenement" серию рассказов, под заглавием "Lettres de monmoulin"; эти рассказы, подписанные псевдонимом: "Gaston-Marie",принадлежат к числу лучших произведений Д. Ирония и юмор удачнооттеняются легкою дымкою скорбного чувства, трогая читателя и, вместе стем, возбуждая невольную улыбку. "Le Petit Chose" (1868) -фантастическая автобиография, первый из романов Д. "Les lettres a unabsent", вызванный войною 1870 - 71 г., проникнуты патриотическоюскорбью. Д. описывает с негодующим пафосом ужасы войны а насилияторжествующих неприятелей. "Aventures prodigieuses de Tartarin deTarascon" (1872) - чрезвычайно популярное произведение Д. В лице герояостроумно осмеяно самохвальство французских южан. Забавное повествованиеизложено несколько цветистым стилем; в нем как бы отражаются свойстваТартарена и его подвигов. "Les petits Robinsons des caves ou le siege deParis raconte par une petite fille de huit ans" (1872), "Contes dulundi" (1873), "Contes et recits" (1873), "Robert Helmont, etudes etpaysages" (1874) и "Les Femmes d'artistes" (1874) предшествовалиследующему большому роману Д., "Fromont jenne et Risler aine" (1874),имевшему большой и вполне заслуженный успех. Особенно удалась Д. фигураСидони - одной из тех бессердечных хищниц, которых воспитываетискусственная, лихорадочная жизнь большого города, с ее контрастамимежду неустанным трудом и вечною праздностью, между роскошью и нищетою."Jack", история заброшенного ребенка и рабочего поневоле, представляетцелую галерею неудачников (rates), отбросов современной культуры. "LeNabab" (1878) дает яркую картину парижских нравов времен второй империи.Этот роман вызвал оживленную полемику, потому что в главных его фигурахнельзя было не найти сходства с герцогом Морни и одним из депутатовзаконодательного корпуса (Бравэ). Несправедливо было бы, однако, ставитьэто сходство в вину Д.; в Мора и Жансуле отразились только некоторые, ипритом наиболее симпатичные черты их прототипов. В "Набабе", как и вдругих романах Д., нет ни портретов, ни карикатур; материал, взятый издействительности, переработан художественно и свободно. В "Rois en exil"(1879) только с большой натяжкой можно узнать того или другого из падшихмонархов нашего времени, в "Numa Roumestan" (1880) - того или другого изфранцузов-южан, сделавших быструю парламентскую карьеру. Если возможенбыл спор о том, с кого срисован Руместан - с Гамбетты или с НюмаБараньона, то именно отсюда следует заключить, что моделью для Д. непослужил ни тот, ни другой. В "Evangeliste" (1883) и "Sapho" (1884)размах дарования Д. менее широк, потому что менее широки избранные имтемы; последнему роману не чужда морализирующая тенденция, еще болеезаметная в "Rose et Ninette" (1891). "Tartarin surles Alpes" (1886) и"Port Tarascon" (1890) - продолжение комической эпопеи, составляющей,очевидно, одно из излюбленных детищ Д. В "Immortel" (1888) враждебноеотношение автора к франц. акд. выразилось с раздражительностью, вообщенесвойственною Д. В развитии его таланта, с половины восьмидесятыхгодов, наступил, по-видимому, застой или даже регресс, зависящий, бытьможет, от быстро слабеющего здоровья. Достаточно, впрочем, и первых пятиили шести его романов, чтобы отвести ему видное место между современнымифранц. романистами. Некоторыми сторонами своей писательской манеры онбесспорно принадлежит к натуралистической школе. Он стремится к верномуи полному воспроизведению действительности, тщательно подмечает исобирает факты, ничего не скрывает и не подкрашивает, не отступает передизображением грязного и пошлого, избегая только усиленного егоподчеркиванья. Другая черта, общая Д. с корифеями новейшего франц.романа, заключается в погоне за четким, живописным, своеобразным словом.Он не так требователен в этом отношении, как. Флобер, не так нервноприхотлив, как Гонкур, не так щедр на технические термины, как Зола - ностоль же не расположен, как и они, к проторенным дорогам и шаблоннымвыражениям. Отличается он от своих сверстников в области романапреимущественно тем, что вовсе не претендует на спокойствие ибесстрастие, на научную объективность или артистическое служение форме,одной только форме. Подобно Диккенсу, с которым его часто и не безоснования сравнивают, он любит или ненавидит своих героев, живет ихжизнью и часто говорит не только их устами, но прямо от своего лица,вопреки одному из главных правил натуралистического кодекса. Многолюбопытных сведений о способе работы Д можно найти в его книге: "Trenteans de Paris" (1887). В конце семидесятых годов Д. писал одно время фельетоны для "НовогоВремени". Почти все крупные произведения Д. переведены на русский язык.Ср. Зола, "Парижские письма"; статью в "Вестн. Евр." 1882 г., № 2; "Додэи Троллоп" ("Ист. Вест.", 1885); Ж. Леметр, "Э. Ренан и А. Додэ"("Русск. Мысль" (1888, № 4).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.