Катюлль [Catulle Mend?s, 1841—1909] — французский поэт, романист и новеллист. Р. в Бордо в еврейской семье. Редактировал журн. «Revue Fantaisiste», где сотрудничали Теофиль Готье, Т. Банвиль, Бодлер, Бакери, Вилье де Лиль Адан, А. Додэ. В 1865 принимал участие в издании журн. «L’art», где сотрудничали Леконт де Лиль, Сюлли-Прюдомм, Коппе, Верлен, Малларме и др. и кладется начало «Парнасу». Сам М. как поэт примыкал к этой школе; в 1863 дебютировал сборником стихов «Philom?la», за к-рым следовал длинный ряд других. Очень плодовитый автор, искусный версификатор, М. в стихах не возвышается над уровнем посредственности. Широкая известность М. покоится гл. обр. на многочисленных томиках его новелл, большей частью фантастического содержания. Наряду с изящными и остроумными сказками часто встречаются тягуче-сентиментальные вариации на избитые темы и рассчитанно-порнографические страницы. Таков наделавший шума диалог между частями тела заснувшей красавицы. Язык М. богат; стилистика изысканна; велика забота о словесной инструментовке; строки типа «exquise marquise Lise de Belv?lise» очень часты. Основное для поэта — бегство от грубого мира реального в страну поэтической мечты, уживающееся с болезненным культом алькова; в политике — презрительное равнодушие аристократа-артиста. М. напечатал свой дневник, веденный им в эпоху Коммуны («Soixante treize journ?es de la Commune», P., 1871). Революционный переворот сначала вызывает как будто некоторое сочувствие поэта, раздраженного однообразием и скукой буржуазного общества, но это чувство быстро сменяется отвращением, страхом, ненавистью к пролетарской коммуне. В презрительно-эстетском брюзжании по поводу грубости движения, в лицемерном нытье по поводу якобы чрезмерно материального характера побуждений коммунаров сказалась реакция на революцию обычно самодовольного, а на этот раз напуганного и взбешенного буржуа, типичного буржуа 2-й Империи и 3-й Республики, трусливого, подлого, ограниченного, являющегося душой того самого порядка, за покушение на к-рый поплатились кровавой баней парижские коммунары. Дневник М. времен Коммуны принадлежит к той же категории произведений, что и грязно-клеветнический
158 «труд» Максима дю Кана, невероятно обывательские записки Гонкуров, злобствующие воспоминания А. Дюма-сына и пр. Дневник М. явился лишним доказательством того, что с 1848 буржуазная интеллигенция Франции целиком и полностью перешла в лагерь контрреволюции и реакции. Это обстоятельство отражено и в романах М., наиболее интересной части его лит-ого наследства. Его романы — большие фантастические сказки, где рядом со сценами, возможными лишь в еновидении, даны нарочито грубые натуралистические картины. Лучший роман — «Luscignole» — история девочки, выучившейся соловьиному пению, усвоившей психологию соловья и ослепленной (как делают с соловьем, не поющим в клетке) ее дедом, соловьиным охотником, изображенным в тонах чудовищного гротеска; это искусный психологический анализ невозможного в природе случая. Тот же характер имеют другие романы: «Zo’har Mephistoph?la» (P., 1887), «Maison de la vieille» (P., 1894) и др. Библиография: I. Полное собр. сочин., 7 тт., изд. «Сфинкс», М., 1910—1912; Лесбия, Рассказы и стихотворения в прозе, перевод Е. Дживелеговой, М., 1912 (издание 2-е, М., 1913); Избранные рассказы, СПБ, 1912. II. Bertrand A., Catulle Mend?s, ?d. Pansot, 1908. Л. Н.