Значение ГРИГОРИЙ СВ., АРХИЕП. ОМИРИТСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ГРИГОРИЙ СВ., АРХИЕП. ОМИРИТСКИЙ

(Гимиарский, в Аравии), греками называемый Григентгем), был проповедником в Карфагене. В Аравии, в 523-530 г., происходила борьба христиан, поддерживаемых абиссинским (эфиопским) царем Елезвоем (Эласбаан или св. Халев), с иудеями, во главе коих стоял Дунаан (Ибн Ноуас), окончившаяся победой эфиопов и гибелью Дунаана. Во время этой войны епископ и весь церковный клир были истреблены; тогда Елезвой обратился к патриарху александрийскому с просьбой прислать епископа. По откровению, возвещенному ап. Марком (как рассказывается в житии), патриарх избрал Г.-диакона, еще прежде (по свидетельству того же жития) извещенного неоднократными видениями о предстоящем ему святительстве в Аравии и незадолго до того прибывшего в Александрию, — и посвятил его в епископы. Г. обошел Омиритскую область, посвящая священников, восстановляя разрушенные храмы и созидая новые, ставя по городам епископов. Волею или неволею множествонарода приняло христианскую веру. Омиритская область превратилась в христианскую страну. По совету Г., правитель ее расселил новообращенных евреев между христианами и запретил им под страхом смерти вступать в брачные союзы иначе как с христианами нееврейского происхождения. † ок. 560 г. Прав. церковь празднует память св. Г. 19 декабря. Вскоре после смерти св. Г. абиссинцы-христиане были изгнаны из южной Аравии войсками персидского царя Хозроя Ануширвана, а в следующем веке христианство окончательно исчезло на всем полуо-ве, под напором ислама. Св. Г. приписывается рукописный сборник законов: ????????? ??? ????? ?????????? ?? ?? ???????? ??? ???????????? ???????? ?????????, хранящийся в ватиканской библиотеке.М. С.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.