Значение ЛИН, АПОСТОЛ в Православной энциклопедии Древо

ЛИН, АПОСТОЛ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Лин (St. Linus), апостол от 70, епископ Римский , святитель .

Память 5 ноября , 4 января (в соборе св. 70 апостолов) [1] .

Eпоминается во 2-м послании ап. Павла к Тимофею ( 2 Тим. 4, 21 ). Это послание писано было в Риме ап. Павлом во время вторых уз, незадолго до кончины ( 66 — 67 ); из этого можно заключать, что св. Лин жил в Риме и, по церковному преданию, был римским епископом.

Евсевий Кесарийский пишет, что “после мученической кончины Петра и Павла ( 67 ) первый, получивший жребий епископства римской церкви, был Лин. О нем упоминает Павел” [2] .

По мнению одних ( Ириней Лионский и др., см. Синаксарь Никодима), св. Лин во епископа был поставлен св. Павлом , а по другим ( Тертуллиан , Руфин Аквилейский , св. Епифаний и др.) ап. Петром , который будто бы разделил римскую церковь на две, половины, одну поручил Лину, а другую Клименту . Св. Епифаний свидетельствует, что св. Климент председательство Римской Церкви имел после Лина и Анаклета . Св. Иоанн Златоуст пишет в толковании на 2 послание к Тимофею: “об этом Лине некоторые говорят, что он был вторым после Петра епископом Римской церкви” [3] .

По римскому Бревиарию св. Лин управлял римскою церковью при жизни ап. Петра как его викарий, а по смерти его св. Лин был самостоятелным епископом Рима .

По древнему каталогу римских пап, св. Лин был родом из Этрурии , сын Геркулана; отец отправил Лина из г. Вольтерры в Этрурии в Рим для образования, где Лин и был обращен ап. Петром в христианство, и им же был рукоположен во епископа за искреннее благочестие и замечательное красноречие.

Св. Лин прославился даром чудес, исцелял больных, воскрешал мертвых; он крестил Назария , впоследствии знаменитого мученика; ему приписывают запрещение женщинам являться в церковь к богослужению без покрывала.

Св. Лин, по римскому Бревиарию, скончался мучеником в царствование Нерона , он, по доносу Сатурнина, дочь которого освободил от злого духа, был усекнут мечем; тело его было погребено в Ватикане близ гробниц ап. Петра и Павла ; правил Римскою церковью по мнению одних, два года, по мению других — одиннадцать лет. Некоторые ученые думают, что св. Лин скончался мирно.

Св. Лину приписывается составление Истории ап. Петра (именно, повествование о прении апостола с Симоном волхвом . Мученические акты св. ап. Петра и Павла (напечатанные в Bibliotheca Patrum, Париж 1644 . t. VII) не принадлежат св. Лину.

В церковной летописи архимандрита (епископа) Арсения о св. Лине сказано следующее: “вероятно, в 61 г. ап. Павел рукоположил первого епископа в церкви Римской, св. Лина, своего ученика [4] . В 67 г. ап. Петр, по свидетельству Тертуллиана (De praescript. 32), рукоположил для церкви Римской третьего епископа (после Лина и Анаклета ) Климента ; таким образом, выражаясь по Иринею (Против ересей, III, 3), “славнейшие два апостола, Петр и Павел основали и устроили церковь в Риме”.

Конечно, замечает архимандрит Арсений, Анаклет и Климент были помощниками Лина, или же занимались проповедью слова Божия. Подобно и в Тавромене еще за год пред тем ап. Петр рукоположил Максима во епископа в помощь св. Панкратию. Годом кончины (мирной, а не мученической) полагается 79 -й [5] .

В богословском Словаре Миня сообщаются такие сведения о св. Лине: “Лин, о котором говорит ап. Павел во 2-м послании к Тимофею (IV, 21), был, по мнению одних, сын Клавдия, о котором упоминается в 21 стихе 4-й главы в 2 посл. к Тимофею. Евсевий , Оптат , св. Епифаний , Августин , Иероним , блаж. Феодорит уверяют, что Лин был непосредственным преемником ап. Петра по Римской кафедре). Он правил церковью 12 лет и несколько месяцев. Апостольские Постановления (VII, 46), говорят, что задолго до смерти ап. Петра , Лин был посвящен ап. Павлом во епископа в Риме. Руфин Аквилейский (Recognotiones. 395) утверждает, что св. Лин и Анаклет при жизни св. ап. Петра и Павла, были епископами (или викариями, помощниками их) и управляли Римскою церковь в их отсутствие и что ап. Петр незадолго пред своею смертью избрал на Римскую кафедру Климента . Св. Епифаний Кипрский (Contra hacres.) пишет, что Климент по своей скромности, не принимал на себя управление делами Римской церкви, пока были живы св. Лин и Анаклет” [6] .

Из всего вышесказанного видно, как недостаточны сведения о св. Лине.

В Путеводителе по святыням Рима Влад. Мордвинова замечено, что хотя Diarium Romanura уверяет, что мощи св. Лина в настоящее время почивают в Ватикане в соборе св. ап. Петра, но в действительности никто, даже члены местного причта, не могут указать место, где находятся его мощи [7] .

Использованные материалы

http://kds.eparhia.ru/bibliot/apostols/lin/

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikifor/encyclopedia/2432.html

http://www.newadvent.org/cathen/09272b.htm

[1] Память его в Римской церкви 23 сентября, (а также 26 ноября)

[2] Церк. Ист. III, 2

[3] 40 беседа 148

[4] Ириней , Contra haereses кн. III, 3 Евсевий , Церк. Ист. кн. III, 2

[5] архим. Арсений, Церк. Летоп. 26 и 31 стр.

[6] Dictionnaire de la Bible, t. Ill, 154

[7] Дух. беседа. 1874, № 10

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.