Учение о Главе церкви, т. е. Верховном ее правителе, неодинаково у церквей восточной православной и римско-католической и служит одной из главных причин разделения церквей и крайней затруднительности их воссоединения. По православному учению, Г. церкви Христовой есть сам Иисус Христос, обещавший пребывать с своей церковью "до скончания века" и управляющий ею невидимо через внешнюю церковную власть, высшей инстанцией которой служит вселенский собор. Католики учат, что видимый Г. церкви, непогрешимый, облеченный абсолютною властью управления церковью и установления догматов, есть первосвященник города Рима, как преемник апостола Петра, которому, будто бы, Иисус Христос, восходя на небеса, вручил всю полноту своей власти в церкви. Полное изложение учения о главенстве в церкви можно найти в каждой системе православного догматического богословия, напр. в "Православном догматическом богословии" епископа Сильвестра; критическое рассмотрение римско-католического учения о главенстве в церкви — в специальном докторском сочинении архимандрита (впоследствии архиепископа) Никанора Бровковича и в "Обличительном богословии" архимандрита Иннокентия (Казань, 1872).H. Барсов.
Значение ГЛАВА ЦЕРКВИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГЛАВА ЦЕРКВИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012