Значение слова ГЛАВА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ГЛАВА

(а также маковица) ? верх церкви, крыша на стропильных фермах, устроенная над сводом увенчивающего здание барабана. Эта архитектурная форма впервые встречается в индийских пагодах и мечетях, в которых имеет вид луковицы, перешедшей потом в русский стиль. В романских и готических храмах ? Г. конусообразные, остроконечные, четырехгранные и многогранные. В стилях классическом и ренессанс Г. имеет форму полуэллипсоида и снабжена вверху, так назыв. фонарем, т. е. маленьким барабаном, с окнами для освещения купола (напр. Казанский и Исаакиевский соборы в СПб.). В византийском стиле Г. имеет форму шарового сегмента, часто с отогнутыми наружу краями. В арабской архитектуре ? форма Г. грушевидная, в грузинской и армянской ? пирамидально-многогранная. Русский стиль усвоил себе луковицеобразную форму, иногда с шейкой (греческий Никольский монастырь в Москве), иногда с сильным приплюснутием (Благовещенский и Троицкий соборы, там же). Числу глав над русской церковью придается символическое значение: одна глава устраивалась во славу Единородного Сына Божия, три ? во имя Пресв. Троицы, пять ? обозначало Христа, главу церкви, и четырех евангелистов, семь ? семь таинств или семь вселенских соборов, девять ? чины ангельские, тринадцать ? Христа и апостолов. До XVII ст. в России строились также пирамидальные Г., но они были запрещены патриаршими грамотами.

Т.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.