Значение ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Владимир (Богоявленский) ( 1848 - 1918 ), митрополит Киевский и Галицкий , священномученик . Духовный писатель и проповедник. Его проповеди и беседы, продуманные и прочувственные горячо верующей и любящей душой, переданные в живой, одушевленной речи образным, картинным языком, невольно подчиняли слушателей их обстоятельной силе и настроению проповедника.

Память 25 января , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых

В миру Богоявленский Василий Никифорович, родился 1 января 1848 года. День Ангела 15 июля. Сын священника села Малой Моршки. Моршанского уезда, Тамбовской губернии.

Среднее образование получил в Тамбовской духовной семинарии , и высшее в Киевской духовной академии , в которую поступил в 1870 и окончил 24 мая 1874 года со степенью кандидата богословия и с правом на магистра.

По окончании академии в том же году назначен был в Тамбовскую семинарию на должность преподавателя по Гомилетике , Литургике и Пастырскому богословию .

Через год перешел на кафедру Св. Писания: вместе с тем преподавал в семинарии немецкий язык и имел уроки по географии сначала в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Но религиозное настроение влекло его к пастырству.

Прослужив в Тамбове около восьми лет, он женился, оставил службу при семинарии и 31 января 1882 года был рукоположен во священника в Покровской соборной церкви города Козлова .

В 1883 году перемещен на должность настоятеля Троицкой церкви города Козлова и назначен благочинным местных городских церквей. Уже здесь он показал себя выдающимся проповедником и обратил особое внимание на вне богослужебные беседы, как лучшее средство религиозного просвещения. Но недолго подвизался о. Василий среди тихой и мирной жизни, ревностно трудясь на пользу Церкви. Помысел Божий скоро положил предел его скромному служению. Рано потеряв жену и единственного ребенка, о. Василий в своей скорби услышал голос, призывающей его "оставить мир и яже в мире" и всего себя отдать на служение Церкви.

8 февраля 1886 года о. Василий принял иноческий постриг с именем Владимира в Тамбовском Казанском монастыре и на другой же день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тамбовского Троицкого монастыря .

6 октября того же года получил новое более ответственное назначение - настоятеля Новгородского Антонневого второклассного монастыря .

13 июня 1888 года хиротонисан митрополитом Исидором в Петербурге, в Александро-Невской Лавре , во епископа Старорусского , викария Новгородской епархии с местопребыванием в городе Новгороде. Этот ныне заглохший, а в древности столь шумный город, сделался колыбелью славы молодого архиерея. В Новгороде , епископ Владимир живую архипастырскую деятельность соединял с простым и добрым отношением ко всем и редкой отзывчивостью к нуждам паствам и духовенства. Последнее ценило в нем доступного, участливого ко всем нуждам духовенства, архипастыря, умелого руководителя в деле пастырского служения.

Паству привлекало благоговейное и благолепное служение епископа и особенно его проповедничество, проникнутое твердой верой, любовью к служителям и пламенной ревностью по Бозе, и, вместе с тем, - простое и безыскусственное, всем доступное по своей форме. Он придавал большое значение церковному проповедничеству и его красноречивые проповеди всегда привлекали массу слушателей. Святому делу проповеди епископ Владимир оставался преданным навсегда. Памятником этого служат его "Беседы на семь слов Спасителя со креста".

Епископство в этом городе послужило для него прекрасной школой и подготовкой для самостоятельной деятельности в самом недалеком будущем.

19 января 1891 года Преосв. Владимир назначен епископом Самарским . Здесь он, прежде всего, обратил внимание на религиозно-нравственное просвещение. Он ввел внебогослужебные собеседования по различным церквам и присутствовал на них. Для распространения духовного просвещения в народе, епископ Владимир основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство , созывал любителей духовного просвещения на духовно-нравственные чтения в семинарии. Заботливое внимание обращал он и на духовно-учебные заведения и на развитие церковно-приходских школ мужских и женских. Зная, какую роль играет женщина в русской семье, преосвященный открывал женские церковные школы.

Служил часто и во всех даже самых маленьких храмах. Но особенно сного сделал он в Самарской епархии во время неурожая и последовавшей затем холерной эпидемии. Под своим личным заведованием еп. Владимир учредил епархиальный Комитет для пособия пострадавшим от неурожая. По уездным городам также были устроены епархиальные комитеты. Сам епископ и в печатных воззваниях и в поучениях старался расположить всех к помощи пострадавшим. К этому делу были привлечены все настоятели церквей и монастырей.

Во время губительной эпидемии холеры, уносившей многие тысячи жертв, епископ Владимир стал устраивать на видных местах и площадях города общественные молебствия и обращался к тысячам народа со словами утешения и ободрения, указывая в то же время на меры предосторожности против заболевания.

18 октября 1892 года он был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии , с званием члена Святейшего Синода. В Грузии, как и в Самаре, владыка поставил себе первой задачей содействовать развитию и укреплению в крае просвещения и веры в духе Православной Русской Церкви. Он установил внебогослужебные собеседования и церковное учительство во время богослужений, привлекая к этому всеми мерами приходское духовенство и первый подавал к тому пример. При всем неудобстве путей сообщения на Кавказе, он очень часто предпринимал поездки по обширному краю, всюду входя в духовные и материальные нужды духовенства и паствы. Сектанты, раскольники и прочие все составляли предмет заботливой внимательности архипастыря, которому и удалось за время своего управления экзархатом, достигнуть сближения неправославных элементов с Православием.

За время служения Преосв. Владимира в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трехсот церковно-приходских школ, оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, изысканы средства на возобновление старинных церквей. Учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при Тбилисских церквах устроены были столовые для бедного народа. Достойно пройдя таким путем свое служение Кавказскому краю, Преосв. Владимир завещал и будущим пастырям ту же ревность в служении Церкви в крае.

В 1895 году награжден бриллиантовым крестом на клобук .

В 1896 году получил панагию , украшенную драгоценными камнями.

С 1897 года состоял почетным членом Казанской Духовной Академии "во внимание к его благоплодным архипастырским и миссионерским трудам".

21 февраля 1898 года назначен митрополитом Московским и Коломенским , а также священно-архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры .

9 апреля 1900 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре .

На Московской кафедре митр. Владимир пробыл почти пятнадцать лет.

Это была самая тяжелая и многосложная полоса в жизнедеятельности митр. Владимира, а вместе с тем она представляет самую блестящую страницу в его жизни, стяжавшую Московскому митрополиту славу Преосвященного, ревностного стоятеля за славу и величие Православной Церкви.

Высокопреосвященный Владимир был в числе иерархов, подписавших в 1901 году постановление Синода об отлучении графа Л.Н. Толстого от Русской Церкви.

Подписал постановление Синода об открытии мощей преподобного Серафима Саровского , св. Питирима Тамбовского и св. Иоасафа Белгородского , а также принял ходатайство об открытии мощей патриарха Гермогена .

Рукотворным памятником деятельности митр. Владимира для будущих поколений является здание Епархиального дома, где сосредоточены все епархиальные, духовные, народно-просветительские учреждения и тут же великолепный храм во имя св. князя Владимира. В залах Епархиального дома проводились лекции, чтения, беседы. Обширное помещение в доме отведено было для епархиальной библиотеки и читальни. Здесь же помещалась редакция духовных журналов.

Будучи духовным руководителем великой княгини Елисаветы Феодоровны , митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители.

В последние годы владыка обратил особое внимание на борьбу с народным пьянством. В 1911 году под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд 1911 г.

26 августа 1912 года митрополит Владимир был награжден панагией , усыпанной драгоценными камнями.

23 ноября 1912 года назначен митрополитом С.-Петербургским и Ладожским , священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующим членом Святейшего Синода .

21 февраля 1913 года награжден крестом для предношения в священнослужении.

Несмотря на плодотворную деятельность митр. Владимира, в литературе встречаются попытки охарактеризовать его как человека корыстного, держащегося за принадлежащую ему власть, а для этого не брезгующего никакими приемами.

Бывший иеромонах Илиодор ( Сергей Турфанов ) в своих записках о Распутине пишет, что митр. Владимир, в бытность свою митрополитом С.-Петербургским, не стал вместе с другими честными служителями Церкви Божией обличать Распутина, боясь попасть в немилость. Для него в данном случае критерием его деятельности явилось якобы собственное благополучие, а не справедливость и честность. Поэтому он соглашается с мнением Святейшего Синода на ссылку епископа Гермогена (Долганова) за то, что он открыто обличал "святого" старца. После высылки из столицы епископа Гермогена он был щедро награжден Распутиным.

К свидетельствам Илиодора следует относиться крайне осторожно, поскольку он приобрел печальную известность как личность резко тенденциозная, склонная к преувеличению и даже искажению фактов. По поводу этих обвинений необходимо сказать следующее: ссылка еп. Гермогена заключалась в том, что ему предложили выехать из столицы в свою епархию для ближайшего руководства епархиальными делами и особенно для наблюдения за деятельностью иеромонаха Илиодора, который намеревался выпустить в Царицыне два издания литературы, которому одному из них думал дать резко полемический характер и крикливое название "Гром и молния". Еп. Гермоген распоряжение о выезде из столицы не выполнил, после чего его освободили от управления Саратовской епархией и назначили место пребывания в Жировицком монастыре . В С.-Петербурге он находился, будучи вызван туда для присутствия в Свящ. Синоде. Вызов в Синод и увольнение из присутствия в Синоде тогда производились царем , и вполне возможно, что влияние Распутина отразилось на судьбе епископа Гермогена. Однако, кроме этой тайной предполагаемой причины, были и другие, явные причины. Он восстановил против себя членов Синода резкой критикой их деятельности, и особенно тем, что свои разногласия с Синодом вынес на суд свободомыслящих, гонявшихся за сенсацией, журналистов. Его полемика с Синодом касалась вопросов о диакониссах и о помиловании инославных умерших, т.е. вопросов чисто церковного характера, так что вмешательство враждебных церкви газетных работников в данном случае было совершенно неуместно, а все это послужила причиной того, что с епископом Гермогеном поступили необычайно строго.

Характерно, что ровно через три года после назначения митрополитом С.-Петербургским, первенствующим членом Синода, заслуженный архипастырь много потрудившийся и завоевавший всеобщую любовь и уважение, восемнадцать лет находившийся в сане митрополита, вдруг переводится в Киев , на младшую из трех митрополичьих кафедр, а на его место назначается только что возведенный в сан митрополита Питирим (Окнов) . С карьеристами, любимцами сильных века сего так не поступают.

В качестве обвинения митрополиту Владимиру приводится еще один случай, в свое время наделавший много шуму и давший повод к многим нареканиям на него, когда он был еще архиепископом, Экзархом Грузии .

Ректор Тифлисской семинарии архимандрит Серафим в присутствии воспитанников семинарии обозвал грузинское церковное пение "собачьим лаем". За этим последовал бурный взрыв негодования, распространившегося и на архиепископа Владимира.

Вместо того, чтобы наказать провинившегося архимандрита должным образом и тем умиротворить взволнованный край, архиепископ Владимир почему-то взял ректора семинарии под свою защиту и тем самым вызвал большое недовольство грузинских националистов.

Этот случай не только умножил число его врагов, но и помог открыть еще одну черту его характера. Взяв под свою защиту архимандрита Серафима, архиепископ Владимир ставил под угрозу собственное благополучие и популярность, а может быть и безопасность. В это время грузия кипела против всего русского особенной ненавистью, которая доходила до таких размеров, что через десять лет после описываемого события националисты убили бывшего там в то время архиепископа Никона. Для архиепископа Владимира было бы гораздо легче и спокойнее пожертвовать одним человеком, сгоряча сказавшим действительно очень грубую, пожалуй возмутительную фразу. Но он понял, что это сказано именно сгоряча и не побоялся никаких громов и молний. При таких обстоятельствах этот поступок архиепископа Владимира требовал большого мужества и внутренней самостоятельности.

Перевод митрополита Владимира из С.-Петербурга в Киев состоялся 23 ноября 1915 года. За ним было сохранено звание первенствующего члена Св.Синода и соединённые с этим званием права.

В этом же году митрополит Владимир удостоился степени доктора богословия.

Октябрьская революция 1917 г. вызвала нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия.

Киевский период в архиерейском служении митрополита Владимира был самым тяжким и самым мучительным. Начало революции и гражданской войны застало семидесятилетнего старца-митрополита в городе, которому суждено было стать российской Голгофой - так много невинной христианской крови пролилось здесь. Первой жертве среди миллионов невинно убиенных стал святитель Владимир.

22 января 1918 года начался ружейный и орудийный обстрел Киева со стороны Дарницы. К вечеру 23 января большевики овладели Киево-Печерской Лаврой , и тогда в ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, производившихся монголами при разорении Киева и Лавры в 1240 году. Вооружённые толпы людей врывались в храмы, с шапками на го­ловах и с папиросами в зубах, производили крик, шум, безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святыней, вламывались в жилища монахов днём и ночью, стреляли над головами смертельно перепуганных стариков, произво­дили неописуемые литературно осквернения святынь, избивали стариков, грабили, что только попадалось под руку, останавливали монахов днём во дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками, хватали ока­завшихся в то время в лавре посторонних, особенно военных, предавали их жестокой смертной казни...

25 января вечером пять вооружённых солдат во главе с матро­сом пришли за митрополитом Владимиром. По словам одного слу­чайного очевидца мученической кончины владыки, убийцы привезли Святителя Владимира к месту расстрела на автомобиле. Когда убий­цы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с такими слова­ми: "Что, вы здесь меня хотите расстрелять?" Один из них ответил: "А что же, церемониться с тобою?" Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: "Но только поскорее”! Митрополит воздел руки кверху и сказал: "Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром", - потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: "Господь вас благословляет и прощает". И после этого, когда митрополит ещё не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежа­щего сделали несколько выстрелов.

Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита пока­зывает, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пуля­ми и кололи холодным оружием.

Святитель Тихон , Патриарх Московский и всея Руси, так ска­зал о мученической смерти митрополита Владимира: "Конечно, судя по человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта муче­ническая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России".

Мощи митрополита Владимира были обретены летом 1992 года и положены в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры .

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 года причислил митрополита Владимира (Богоявленского) к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.

Труды

Слово на Новый год.

"Самар. ЕВ" 1892, № 1, с. 21.

Слово в 6-ю Неделю по Пятидесятницы.

"Самар. ЕВ" 1892, № 11, с. 614.

Речь при вручении жезла Преосв. Трифону 1-го июля 1901 г.

"Приб. к "ЦВ" 1901, № 29, с. 1071-1019.

К неверующим и маловерующим. М., 1901.

Слово, произнесенное пред началом нравственно-религиозных чтений для рабочих г. Москвы.

"Приб. к "ЦВ" 1902, № 48, с. 1675-1679.

Слово в день Пятидесятницы.

"Приб. к "ЦВ" 1905, 3 27, с. 1105-1106.

Беседы на семь слов Спасителя с креста.

СПб., 1899.

Письмо Владимира епископа Самарского.

"Мисс. Обозр." 1901, март, с. 217.

Против отрицающих почитание святых. М. 1906, отдельный оттиск из № 8 журнала "Вера и Церковь" за 1902 г.

Где истинное счастье - в вере или неверии. СПб., 1905.

"Голос Церкви", 1914, январь-июнь.

"О труде и собственности". Москва, 1905.

"Голос Церкви" 1912, декабрь, с. 5-18.

"К богатым и бедным". Москва, 1906.

"Социальная задача семьи". Москва, 1906.

"О рабочем вопросе". На основании Евангельской притчи о работниках и винограднике (Мф. 20, 1-16.). Москва, 1907.

"Беседа Иисуса Христа с Никодимом". Москва, 1908.

Речь при открытии монашеского съезда 5 июля 1909 г. в Троице-Сергиевской Лавре.

"Приб. к "ЦВ" 1909, № 32, с. 1457.

Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой. Москва, 1909.

"Голос Церкви" 1914, сентябрь, с. 7-18.

Речь при наречении архм. Владимира во епископа Старо-Русского 8 июня 1888 года.

"Приб. к "ЦВ" 1888, № 25, с. 678-680.

Неверие книжников и фарисеев древнего и нашего времени, его мнимые основания и действительные причины. М., 1909.

Слово Высокопреосв. Владимира в день открытия Московского Епархиального Общества борьбы с пьянством.

"Приб. к "ЦВ" 1910, № 44, с. 1839.

Слово в день десятилетнего юбилея Русского Собрания, произнесенного 30 января 1911 года.

"Приб. к "ЦВ" 1910, № 44, с. 1839.

Архипастырский призыв духовенства и общества к борьбе с пьянством. СПб., 1911.

"Приб. к "ЦВ" 1911, № 7, с. 257-271.

"Гол. Церкви" 1913, июнь-октябрь.

Слово в день Рождества Иоанна Крестителя.

"Приб. к "ЦВ" 1911, № 29, с. 1247.

Речь в собрании миссионерского общества "Всемирное призвание Церкви".

"Приб. к "ЦВ" 1911, № 44, с. 1861.

Слово Высокопреос. Митрополита, сказанное в Марфо-Мариинской обители милосердия 23 октября 1911 года.

"Приб. к "ЦВ" 1911, № 45, с.1905.

Речь при встречи государя в Бородине 25 августа 1912 г.

"Приб. к "ЦВ" 1912, № 37, с. 1469-1470.

Пастырские беседы с детьми. Изд. 1-е. Москва, 1912. Петроград, 1915.

О праве церковного отлучения или анафематствование. Москва, 1912.

"Гол. Церкви" 1912, ноябрь, с. 3-35.

Евангелие детства, подарок детям. Москва, 1912.

"Гол. Церкви" 1912, май-август.

Наука и религия. Москва, 1912.

"Гол. Церкви" 1912, май, с. 58-81.

Доказательства бытия Бога. Москва, 1912.

"Гол. Церкви" 1912, апрель, с. 33-54.

Слово на третий день Пасхи, произнесенное в Марфо-Мариинской обители милосердия. Москва, 1912, изд. 2-е.

"Гол. Церкви" 1912, апрель, с. 311.

Слово на день Св. Пасхи. Москва, 1912.

"Гол. Церкви 1912, март, с. 19-27.

Юношам (новогодние пожелания). Москва, 1912.

"Два райских дара Божия в человечестве". Москва, 1912.

Работа в свете материализма и христианства. Москва, 1909.

"Приб. к "ЦВ" 1912, № 40, с. 1597.

"Против социализма", слово, сказанное в собрании рабочих.

"Приб. к "ЦВ" 1913, № 3, с.121. Изд. 1-е.

"Гол. Церкви" 1913, январь, с. 18-27.

Слово против социализма. Москва, 1913. Изд. 2-е.

Слово об истинном счастье. Москва, 1913.

"Гол. Церкви" 1913, декабрь, с. 10.

Слово, сказанное 29 августа в день Всероссийского праздника трезвости.

"Приб. к "ЦВ" 1913, № 38, с. 1701.

"Гол. Церкви" 1913, ноябрь, с. 3-14.

Речь сказанная при первом посещении Александровской гимназии 15 сентября 1913 года.

"Приб. к "ЦВ" 1913 год, № 39, с. 1757.

Слово (В неделю 18-ю по Пятидесятнице).

"Приб к "ЦВ" 1913, № 43, с. 1961.

Речь при освящении нового здания 3-й С.-Петербургской гимназии 27 октября 1913 года.

"Приб к "ЦВ" 1913, № 45, с. 2063.

"Гол. Церкви" 1913, декабрь, с. 16-21.

Речь при вручении жезла епископу Сергию, начальнику Урмийской миссии.

"Приб. к "ЦВ" 1913, № 50, с. 2309.

"Гол. Церкви" 1914, март, с. 21-26.

Речь при вручении жезла Алексию, епископу Николаевскому 18 декабря 1913 года.

"Приб. к "ЦВ" 1913, № 51-52, с. 2357.

Слово на третий день Пасхи. Еванг. Лук. 24, 13-35.

"Приб к "ЦВ" 1914, № 16, с. 743.

"Гол. Церкви", 1914, июнь, с. 3-9.

Слово к чадам Святой Православной Церкви Христовой (17 августа 1914 года).

"Приб. к "ЦВ" 1914, № 34, с. 1497.

"Гол. Церкви" 1914, сентябрь, с. 1-4.

Внебогослужебная беседа 1914 года, августа 15 дня о войне.

"Приб. к "ЦВ" 1914, № 35, с. 1545.

Пастырское утешение христианину в бедствиях войны.

"Приб. к "ЦВ" 1914. № 37-38, с. 1611.

"Гол. Церкви" 1914, ноябрь, с. 3-21.

Слово сказанное митрополитом в Петропавловской церкви, Обуховского завода 21 сентября 1914 года.

"Приб. к "ЦВ" 1914, № 39, с. 1671.

Речь при вручении жезла Преосв. Севастину, епископу Кнешенскому.

"Приб. к "ЦВ" 1914, № 39, с. 1675.

Речь, произнесенная на съезде духовенства Петроградской епархии

25 ноября 1914 года.

"Приб. к "ЦВ" 1914, № 50, с. 2036.

Слово в день Рождества Христова при раздаче детям рождественских подарков.

"Приб. к "ЦВ" 1915, № 2, с. 27.

"Гол. Церкви" 1915, декабрь, с. 3-9.

Слово в Неделю Мытаря и Фарисея.

"Приб. к "ЦВ" 1915, № 4, с. 85.

"Голос Церкви" 1916, январь, с. 3-9.

Римский амфитеатр и христианские мученики. Сергиев Посад, 1900; Петроград, 1915.

Слово при вступлении в последнюю седмицу св. Четыредесятницы.

"Приб. к "ЦВ" 1916, № 14, с. 379.

Слово на хиротонию Евдокима, еп. Волоколамского.

"Богосл. Вест." 1904, март, с. 409.

Слово после четвертого Евангелия последования Страстей Христовых.

"Голос Церкви" 1912, март, с. 3-12.

Слова на молебне пред открытием в Москве противоалкогольного съезда 6 августа 1912 года.

"Гол. Церкви" 1912, октябрь, с. 1-9.

Слово в день Успения Божией Матери.

"Гол. Церкви" 1912, октябрь, с. 10-15.

"Против ли нас (абстинентов) Библия?"

"Гол. Церкви" 1913, февраль-май.

О христианском подвиге.

"Гол. Церкви" 1913, ноябрь, с. 22-27.

Пастырский голос во время войны. Петроград, 1914.

"Гол. Церкви" 1914, октябрь, с. 3-18.

Церковь пред запросами жизни.

"Гол. Церкви" 1915, январь, с. 3-10.

Воспитание детей.

"Гол. Церкви" 1915, март-ноябрь.

-"- 1916, февраль-август.

Мысли о современной прессе.

"Гол. Церкви" 1916, апрель-май, с. 3-20.

Радости и удовольствия. // "Душеполезное чтение". 1916, янв.-февр.

Речь при вручении жезла епископу Пимену, начальницу Урмийской миссии, 6 августа 1916 года.

"Гол. Церкви" 1916, октябрь, с. 3-9.

О гневе. // "Душеполезное чтение". 1916.

О почитании святых.

"Гол. Церкви" 1916, ноябрь, декабрь, с. 3-10.

Скупость. // "Душеполезное чтение". 1916.

Молитва христианина о бедствиях войны.

Молитва Господня в 9-ти беседах.

Беседа о грехах против Св. Духа.

Соглашение некоторых, невидимому противоречащих друг другу, мест Св. Писания.

Вечерние собеседования между крестьянином, рабочим и священником: Современные религиозные вопросы. М.В. Сергиев Посад. 1908. 336 с.

Монархия или республика.

Величайший обманщик мира.

Архипастырское поучение детям о Св. Библии.

Воспитание чувства стыдливости.

Воспитание самоограничения и самоотвержения.

Воспитание правдивости.

Зависть.

Родительская бдительность.

О наказании, как воспитательном средстве.

Борьба с главным пороком дитяти.

Страдания Христа и страдания Церкви. М.В. СПб., 1907.

Престолы храмов, освященные в честь священномученника Владимира

Храм-часовня сщмчч. Владимира, митр. Киевского в Свиблове (г. Москва)

Собор Богоявления бывшего Богоявленского монастыря на Никольской (г. Москва)

свт. Николая в Пыжах (г. Москва)

Храм-часовня сщмч. Владимира, митр. Киевского в исправительно-трудовой зоне (г. Зеленоград)

Церковь святителя Владимира, митрополита Киевского (г. Королев)

Литература

"Церк. Вед." 1888, № 23, с. 155

-"- 1891, № 4, с. 29.

-"- 1892, № 43, с. 428.

-"- 1898, № 9, с. 43.

-"- 1900, № 17, с. 130.

-"- 1910, № 24, с. 262.

-"- 1912, № 34, с. 331.

-"- 1913, № 7-8, с. 33.

-"- 1914, № 25, с. 283.

-"- 1918, № 5, с. 25.

-"- 1912, № 47, с. 428.

"Приб. к "ЦВ" 1888, № 25, с. 678.

-"- 1891, № 46, с. 1639.

-"- 1900, № 52, с. 2180, 2181.

-"- 1909, № 24, с. 1095.

-"- 1911, № 6, с. 213.

-"- 1912, № 47, с. 1893-1897.

-"- 1912, № 50, с. 2005-2023.

-"- 1913, № 23, с. 1098.

"Церк. Вестн." 1891, № 5, с. 74.

-"- 1891, № 18, с. 275.

-"- 1895, № 19, с. 595.

-"- 1908, № 30, с. 936.

"Самар. ЕВ" 1891, № 4, с. 29.

-"- 1891, № 5, с. 154.

-"- 1892, № 1, с. 32-33.

-"- 1892, № 3, с. С. 143-146.

-"- 1892, № 4, с. 184.

-"- 1892, № 22, с. 873, 977.

-"- 1892, № 23, с. 1072-1075.

-"- 1903, № 5, с. 27.

-"- 1903, № 14, с. 379.

"Русс. Инок" 1911, вып. 5, с. 35.

"Рус. Палом." 1912, № 49, с. 773, 774.

"Изв. Каз. Еп." 1907, № 31-32, с. 908.

-"- 1911, № 9, с. 271.

-"- 1912, № 16, с. 521-522.

-"- 1912, № 14, с. 1242.

-"- 1912, № 45, с. 1351, 1361-1367.

-"- 1913, № 3, с. 108.

"Изв. Каз. Еп." 1913, № 26, с. 773-779.

-"- 1913, № 27-28, с. 835.

-"- 1913, № 39, с. 1174.

-"- 1914, № 5, с. 152.

-"- 1914, № 6, с. 177.

-"- 1914, № 11, с. 334.

"Красный Архив" 1928, т. 26, с. 120.

-"- 1930, т. 40, с. 91, 112.

-"- 1930, т. 39, с. 119, 121.

-"- 1936, т. 1(74), с. 169.

-"- 1936, т. 4(77), с. 201.

"Истор. Вестн." 1908, май, с. 765.

-"- 1913, март, с. 10, 17, 19, 20, 22.

-"- 1913, июль, с. 375.

"Дух. Вестн." 1896, № 9; СПБ.

-"- 1898, № 6, Груз. Экзархат.

"Прав. Собес." 1899, № 1, с. 7.

"Рус. Архив." 1912, № 3, с. 399.

"Мисс. Обоз." 1901, март, с. 297.

"Отдых христ." 1908, август-сентябрь, с. 59.

"Нива" 1892, № 47, с. 1039-1040.

"ЖМП" 1957, № 12, с. 38.

"Свято-Отеч. Христоматия." с. 220.

Булгаков, с. 1399, 1405, 1411.

БЭС т. I, стб. 530, 532, 686.

БЭС т. II, стб. 1602, 1993.

БЭЛ т. III, стб. 578, 586.

БЭЛ т. IV, стб. 731.

НЭС т. Х, стб. 937, 938.

Денисов, с. 527.

Клиодор, с. 101, 107, 148.

Рункевич С.Г. "Александро-Невская Лавра", 1713-1913 гг."

Поливанов А.А. "Из дневников и воспоминаний". 1907-1916 гг. т. 1. Москва, 1924, июнь, с. 104.

Титов Ф.Н. проф.-прот. "Митрополит Владимир". Киев, 1918.

"Мисс. Календарь" 1907-1908 гг., с. 130.

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 4-5.

"Памятн. книжка Петрогр. Дух. Акад. на 1916-1916 гг.", с. 6.

Айвазов И. "Высокопр. Владимир, митрополит СПБ и Ладожский".

"Гол. Церкви" 1912, декабрь, с. 3-18.

"Список архиереев Иерархии Всерос.". СПб., 1896, № 513, с. 77.

Исправления и добавления А.А.

Erster Martzrer der ROK in der Revolution.

M. Pol'skij, Novye muceniki I, 10-24; II, 172.

Nikodimov, J. Vospominanie o Kievo-Pecerskoj Lavre, Munchen 1960, S. 97-106; 108-109.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 117-120, passim; II, 72, 74, 89, 194, 219; III, 20.

Miller, Novye muceniki rossijskie, in: Prav. Put' 1975, 74-85.

Regel'son 228, 523.

Struve 33, 502.

Rklickij, Zizneopisanie IV, 150, 214.

Некролог. Высокопреосвященный митрополит Киевский Владимир. // "Церковные ведомости ". 1918. № 5.

Мануил, архиеп. Каталог русских архиереев. 1959, ч. 2.

Венгеров. Источники словаря русских писателей. т. 1, с. 597.

Сагарда А. Литературная деятельность митрополита Владимира. // (Всероссийская Церковь в биографиях. Кн. 1. № 87305). В сочинении приведен список трудов митрополита Владимира.

Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1487

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6507.htm

http://hram.info/index.php?pagename=taboutstvladimir

http://www.fond.ru/calendar/92.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.