в поэтическом произведении — важная единица композиционного членения, являющаяся как бы главной повествовательной цезурой и обозначающая обычно временной перерыв в течении событий или, при многопланности сюжета, — переход от одной сюжетной линии к другой. Большое значение для композиции и ритма целого имеет структура главы, особенно — характер ее конца и начала, а также течение Spannung (напряжения), напр. усиление или разряжение его к концу Г. Так для «романа ужасов», романов приключений, характерно, что автор в конце Г. оставляет героев в безвыходном положении, а читателя — в неведении об их судьбе, переходя в следующей Г. к иной сюжетной линии — и тем повышая напряжение. Так же стилистически показательно членение частей романа или поэмы на равное и круглое число Г. приблизительно одинаковой величины, указывающее на стремление к строгости архитектоники, к симметрии частей. Такая структура характерна для реалистического бытоописательного и воспитательного романа. Напротив, сентименталисты (Стерн), в качестве одного из приемов иронического разрушения формы, прибегают иногда к пародии деления на главы (ср. «Тристрам Шенди»). Наконец, стилистическое значение имеет заглавие (см.) главы, которое эволюционирует от подробного перечня содержания к одному цифровому обозначению; особенно показательны в этом развитии пародические (Стерн, отчасти Диккенс) и иронические (Гофман) заглавия XVIII и XIX вв. (см. « Композиция » ) . Библиография: II. Лопатто М., Опыт введения в теорию прозы («Повести» Пушкина), изд. 2-е, П. — Одесса, 1918 (из «Пушкиниста», вып. III, 1918); Вальцель О., Ungebundene Rede. Dichtkunst u. bildende Kunst («Gehalt und Gestalt»), Formeigenheiten des Romans («Wortkunstwerk»), 1926.
Значение слова ГЛАВА в Литературной энциклопедии
Что такое ГЛАВА
Литературная энциклопедия. 2012