(Григорович-Барский) — знаменитый русский паломник-пешеходец, "ступанием своим и пядию измеривший" значительную часть Европы, Азии и Африки, род. в 1701 г. в Киеве; предки его были родом из волынского города Бара. Отец его Григорий Григорович, человек грамотный и искусный в церковном пении, сам начал давать ему первоначальные уроки и решил было на этом и остановиться, не желая отдавать сына ни в какие школы, ибо (по словам автобиографической заметки В.) видел в ученых "излишнее прение, гордость, упрямство, славолюбие, зависть и прочие обыкновенные их пороки, мня, яко от науки им сии бывают". Но В. горячо желал поступить в Киево-Могилянскую академию и, тайком от отца, явился к ее префекту, Феофану Прокоповичу, который и зачислил его в бурсу. "Не силен в науке был, — говорит о себе В., — обаче прошел малые школы даже до риторики". Болезнь (язва на ноге), затянувшаяся на долгое время, вынудила его прекратить учение. В 1723 г. В., вместе с одним товарищем по Академии, отправился для лечения во Львов, где им удалось поступить в Иезуитскую академию под вымышленным именем братьев Барских (1724); но иезуиты скоро догадались, что имеют дело с православными киевлянами, и выгнали их из Академии. В августе 1724 г. они вместе с одним вдовым священником предприняли пешее хождение в Рим; в Италии товарищи покинули В., и он один пошел на Восток, в Корфу, Кефалонию, Зант, Хиос, Солунь и Афон, а оттуда в Палестину, повсюду питаясь Христовым именем, терпя голод, холод и разные бедствия, но все больше и больше увлекаясь идеею странничества. Иногда ему приходилось прикидываться юродивым, "безчинствовати и неподобная глоголати", чтобы не навлечь на себя большой беды. Обойдя всю Палестину, Сирию и Аравию до горы Синайской и побывав в Египте, он снова посетил острова Архипелага и остановился на некоторое время в Антиохии. Здесь в начале 1735 г. патриарх Сильвестр, очень к нему расположенный, посвятил его в монашеский сан с тем же именем Василия, и хотел оставить при себе; но В. не решился прекратить свое странствование. Русский резидент в Константинополе, А. А. Вешняков, вызвал его к себе, и В. прожил несколько времени при посольском доме, но затем снова отправился на Афон. Прожив здесь целый год, В. через Эпир и Македонию возвратился в Константинополь (1746), где застал уже нового русского посла, Неплюева, который хотел было отправить его под караулом на родину; но В. как-то успел скрыться и через Румелию, Болгарию, Молдавию и Польшу отправился в Киев, куда и прибыл, после 24-летнего хождения по чужим землям, 2 сентября 1747 г. Трудности и лишения продолжительного и тяжелого странствования разрушили его здоровье. Он заболел опухолью ног и, прожив в отцовском доме всего 35 дней, скончался 7 октября 1747 г. и похоронен в Киево-Братском Богоявленском монастыре.Во всех своих странствованиях, начиная от Киева и до последнего своего пребывание на Афоне, В. вел обстоятельные путевые записки, в которых отмечал все, что с ним случалось и что ему приходилось видеть и переживать. Его описания отличаются подробностью и точностью и свидетельствуют, между прочим, что он прилежно читал и изучал древних и особенно средневековых греческих писателей, на которых часто ссылается. Кроме описаний, он везде снимал виды, планы и фасады замечательнейших мест и зданий, и собрал их около 150. По возвращении на родину он хотел пересмотреть и исправить свои записки для печати, но болезнь не дала ему возможности это сделать. Рукопись осталась у его матери, которая охотно позволяла ее списывать всем желающим. Списки скоро разошлись по всей Малороссии, так что, по словам позднейшего издателя, не было ни одного "знатного" места или дома, где бы не нашлось "Путешествия" В. Подлинная рукопись находится теперь в библиотеке гр. Уварова, куда она перешла от знаменитого собирателя И. Н. Царского (по каталогу 1848 г. №№ 601 и 602). Отрывок из путешествия (описание Солуни) впервые был напечатан в журнале "Парнасский Щепетильник" 1770 г. (июль). Вполне оно в первый раз было издано В. Г. Рубаном, на иждивение кн. Г. А. Потемкина, под загл.: "Пешеходца Василия Григоровича Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, монаха антиохского, путеш. к св. местам, в Европе, Азии и Африке находящимся..., им самим писанное, и пр." (СПб., 1788). Книга снабжена биографическим предисловием издателя, который, между прочим, объясняет, что В. в своих странствованиях часто менял свое прозвище, называясь то Барским, то Плакою, то Альбовым; кроме предисловия, приложены рисунки и указатель. Издание Рубана нельзя назвать исправным, потому что он позволял себе исправлять и сокращать текст; с тех пор оно было перепечатано 6 раз; наконец, подлинная рукопись В. явилась в свет во всей неприкосновенности в издании Православного Палестинского общества под. ред. Н. П. Барсукова (СПб., 1885—89). Ему же принадлежит брошюра: "Жизнь и труды В. Г. Барского" (СПб., 1885).П. Морозов.
Значение ВАСИЛИЙ КИЕВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ВАСИЛИЙ КИЕВСКИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012