основан в 1425 г. неким иноком Никитою. В конце XV в. в монастыре погребены были дети князя Василия Ярославовича Боровского (племянника вел. кн. Василия Темного по его жене Марии Ярославовне) Иван, Андрей и Василий. В 1559 г. по образцу московского Успенского был выстроен большой каменный собор, сохранившийся и доныне. Строителем его был игумен Исаия, а освящал его любимец Грозного царя, ростовский архиепископ Никандр, в 1565 г. Вскоре после освящения царь Иван Васильевич дал в монастырь вклад — рукописный сборник в лист и милостыню по несчастным жертвам своего гнева, приказав их поминать ежегодно 4-го января. Кроме жертв Грозного, в синодике записаны иноки монастыря, убиенные в 1608 г. поляками отряда Лисовского, которые разграбили и обитель. Вскоре после литовского разорения монастырь начал быстро богатеть и распространяться. Салтыковы были постоянными из рода в род благодетелями Б. монастыря. Жертвы их бесчисленны. Они строили храмы, кельи для игуменов и целые корпуса для братии, ими же расписаны церкви и паперти "альфресковым письмом", сделаны св. иконы, оклады, ризница и проч. Фамилия Салтыковых и погребалась под сводами Б. храма в особой усыпальнице, где и посейчас сохранился ряд гробниц этой древней фамилии. Известный художник В. В. Верещагин в 1889 году написал эффектную картину, изображающую целый ряд Салтыковских гробниц, находящихся в вышеупомянутой усыпальнице, где теперь сделана церковь. Некоторые гробницы покрыты шитыми бархатными пеленами, весьма ценными, но сильно попорченными. В 1764 году последовал указ об отобрании крестьян, и монастырь оставлен второклассным, с содержанием в 2592 рубля ассигнациями. До этого времени у него было, как видно из описи, более 22000 руб. дохода и 4981 душа крестьян. Счастливое местоположение монастыря и особенное расположение богомольцев, по-видимому, легко бы повлияли на экономическое положение обители, но громадный пожар, испепеливший 13 мая 1779 г. большую часть Костромы, сильно коснулся и монастыря. С этого времени началось особое чествование иконы Смоленской Б. М., и вот по какому случаю: юго-западная башня и та часть стены, на которой изображена икона, были в сильном пламени, особенно свирепствовавшем над окружавшими ее зданиями, и, несмотря на это, как икона, так и деревянная киота на ней остались невредимы. К довершению всего, в этом же 1779 г. по учреждении в Костроме наместничества все монастырские здания, исключая келии, были обращены в присутственные места, которые и помещались тут до 1809 г., а с 1814 г. стала помещаться духовная семинария. После перевода последней древние храмы, приходившие в ветхость, почти не поправлялись, но в 1824 г. в той башне, где так чудно уцелел образ Б. М., была устроена церковь во имя Смоленской Б. М. Строитель этой церкви купец Обрядников жертвовал очень много. В ночь с 5 на 6 сентября 1847 г. Кострома, а вместе и Б. монастырь сгорели. Погоревшая обитель предназначена была к сломке, а оставшиеся здания и имущество варварски разрушались и расхищались, и только ради настояний некоторых граждан в 1863 г. было утверждено определение Святейшего синода о восстановлении этого монастыря и передаче его девичьему Анастасиину монастырю. 12 мая 1864 г. была совершена закладка нового храма, а вскоре был реставрирован и древний собор, однако далеко не в прежнем виде.А. Т.
Значение БОГОЯВЛЕНСКИЙ-КОСТРОМСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое БОГОЯВЛЕНСКИЙ-КОСТРОМСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012