Значение ИСИДОР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

ИСИДОР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Исидор (Богоявленский) ( 1879 - 1949 ), епископ Таллинский и Эстонский .

В миру Богоявленский Иван Яковлевич, родился 30 октября 1879 года в семье псаломщика Курской епархии, младший брат митрополита Елевферия (Богоявленского) .

Окончил Курскую духовную семинарию , а затем, в 1904 году, Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия . В академии учился одновременно со своим старшим братом Димитрием , который впоследствии был митрополитом Виленским.

Женился на Марии Николаевне Богоявленской.

В 1904 году назначен воспитателем Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища . В 1905 году - настоятель Ямбургского собора . Протоиерей .

В 1915 году за свой труд "Значение Иерусалимского храма в Ветхозаветной Истории еврейского народа" получил степень магистра богословия .

Автор ряда статей и книг, принимал активное участие в создании "Православной богословской энциклопедии", выходившей в предреволюционные годы в Петербурге сначала под редакцией профессора А.П.Лопухина, а после его кончины - профессора Н.Н.Глубоковского.

В последующие годы был священником в Гдове , Гатчине , Кронштадте .

В 1919 году эмигрировал в Эстонию , взяв с собой святыни Гатчинского собора: Филермскую икону Божией Матери , десницу Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня, которые были привезены в Россию при императоре Павле I (впоследствии эти святыни были отправлены из Эстонии в Копенгаген к вдовствующей императрице Марии Федоровне).

В Таллине служил сначала в Александро-Невском соборе (по другим данным, был настоятелем собора), а после 1936 года в храме свв. Симеона и Анны. Преподавал Закон Божий в ряде учебных заведений Таллинна.

В 1920-х гг. разработал учебное пособие по преподаванию Закона Божия для русских детей в эмиграции. Активно участвовал в работе Русского Православного Студенческого Единения, возглавлял делегации на ряде съездов Единения, руководил работой семинаров. В течении многих лет он был благочинным, членом Нарвского епархиального совета и членом Синода Эстонской Автокефальной Православной Церкви (ЭАПЦ).

В 1930-1940 годах редактировал выходивший в Эстонии духовный журнал "Православный Собеседник".

В конце 1930-х годов в Таллине открылись русскоязычные богословско-пастырские курсы и протоиерей Иоанн стал их руководителем. В первый же год их работы слушателем курсов стал Михаил Александрович Ридигер , отец будущего патриарха Московского и всея Руси Алексия . Отец Иоанн был также законоучителем в школе и духовником юного Алексея. Алеша с 6 лет прислуживал в храме, где настоятельствовал его духовник. Впоследствии патриарх говорил о своем наставнике как о «человеке глубокой веры и очень большого духовного и жизненного опыта». «Любовь и внимание к людям были теми критериями, которыми руководствовались и о. Иоанн, и мой отец [1] ».

Во время Второй мировой войны обслуживал лагеря для беженцев и перемещенных лиц Клоога, Пылдкюла, Палдиски и Вильянди (Эстония). После окончания Второй мировой войны остался в СССР .

В 1946 году - ректор вновь открытых Ленинградской духовной академии и семинарии . Принимал активное участие в разработке учебной программы, в основу которой была положена система образования дореволюционных Петербургской академии и семинарии.

В декабре 1946 года овдовел и 12 июня 1947 года был пострижен в монашество с возведением в сан архимандрита .

22 июня 1947 года был хиротонисан во епископа Таллинского и Эстонского . Чин хиротонии совершали патриарх Московский и всея Руси Алексий , митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий и епископ Лужский Симеон .

Скончался 18 декабря 1949 года. Похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине рядом со своим предшественником по кафедре архиепископом Павлом (Дмитровским) .

Труды

Закон Божий для начальных школ , Таллин, 1907.

Закон о месте еврейского богослужения в Ветхом Завете .

Христ. Чтен. , 1912, сентябрь, 1024; 1912, октябрь, 1110.

Значение Иерусалимского храма в Ветхозаветной Истории еврейского народа (магистерская диссертация), Петроград, 1915.

Православный Символ Веры , ч. I, Таллин, 1939, в рукописи имеются II и III части книги.

"Речь при наречении его во епископа", ЖМП , 1947, № 7, 55.

"Рождество Богородицы", ЖМП , 1949, № 9, 34.

"Господь Иисус Христос - Основатель Церкви", ЖМП , 1955, № 2, 83-88.

"Православное учение о Церкви", ЖМП , 1955, № 1, 37-44.

"Существенные свойства истинной Церкви", ЖМП , 1955, № 5, 44-53.

Литература

ЖМП , 1947, № 7, 11, 22; 1950, № 1, 19-20; 1958, № 12, 13.

"Журнал Засед. Св. Син.", № 5 от 12.V.1947; № 11 от 10.VII.1947, 26; № 11 от 7.VI.1949, 61; № 1 от 26.III.1951, 7.

Мои замечания , Е.М. Оренбург, 9.

Осипов, А., "Мои архиереи", Наука и религия , 1969, 3, 52.

Levitin-Krasnov, A. E., Die Glut deiner Hande , Luzern, 1980.

Беседы с Патриархом Алексием II , Архив ЦНЦ.

Использованные материалы

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7040

http://zarubezhje.narod.ru/gi/i_083.htm

"Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Биография" из т. 1 Православной Энциклопедия , Москва, 2000:

http://www.pravoslavie.ru/news/28548.htm

[1] _Беседы с Патриархом Алексием II_, Архив ЦНЦ, цит. по "Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Биография" из т. 1 _Православной Энциклопедия_, Москва, 2000, http://www.pravoslavie.ru/news/28548.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.