(Чръноризьць Храбръ) ? болгарский монах, живший в конце IX и начале Х в., хорошо знакомый как со своим родным языком, так и с греческой письменностью. Ему принадлежит одно из древнейших свидетельств о происхождении славянской азбуки и о начале письменности у славян. Этот памятник известен под двумя заглавиями: "О писменехъ, чръноризь
Храбра" или "Сказанiе, како състави святыи Курил Словеном писмена противоу
зыкоу", и в четырех списках, из которых рукопись московской синодальной библиотеки считается древнейшей и относится к 1348 г. Это как бы отрывок или продолжение другого большого сочинения, бывшего с ним в тесной связи (на что указывает частица "оубо", стоящая в самом начале рассказа). Из рассказа Ч. выводятся три положения: 1) что славяне до принятия христианства не имели азбуки, а пользовались черточками и зарубками, 2) что после принятия христианства и до св. Кирилла-философа славяне принуждены были пользоваться латинскими и греческими буквами "без устроения" и 3) что наконец Константин-философ, нарицаемый Кирилъ, "сотвори имъ писмена тридес
те и осмь, ова оубо по чиноу гръчьскыхъ писменъ, ова же по Словеньстеи речи". Делавшиеся на основании первого положения заключения о существовании у древних славян особых "рун" до сих пор не подтвердились. Сочинение Ч. Храбра издавалось несколько раз (за границей и в России).
См. К. Калайдович, "Иоанн экзарх болгарский" (М., 1824); О. Бодянский, "О времени происхождения славянских письмен" (с 19 снимками, М., 1855), Safarik, "Î pismenech cru norizca Chrabr a. Pamatky drevniho pisemnictvi Jihoslovanuv" (Dрага, 1851; 2-е изд., дополненное Иречком, там же, 1873); его же, "Slovanske Starozitnosti" (lсть русский перевод); M. Hattala, статья в "Casopis M. Kral. Ceskeho" (1858, nтр. 117-129).