Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Адриан Пошехонский, Ярославский (+ 1550 ), игумен , преподобный .
Память 5 марта , 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых , 19 ноября в день обретения мощей
Родился в Ростове Великом в начале XVI столетия от благочестивых родителей Григория и Ирины. Монашеское пострижение преподобный Адриан принял в обители святого Корнилия Комельского . Среди собранной преподобным Корнилием братии было немало строителей и иконописцев, так что храмы обители созидались и украшались трудами и искусством самих иноков. Искусным иконописцем был и преподобный Адриан и своим дарованием также содействовал украшению монастыря. В последние годы жизни преподобного Корнилия на ту местность, где находился монастырь, сделали хищнический набег казанские татары. Святой наставник увел всю братию на реку Ухтому. Однако татары не тронули монастырь, устрашенные видением множества охранявших его воинов, и вскоре удалились из Вологодской области. Преподобный Корнилий вернулся с братией в монастырь и в нем преставился 19 мая 1537 года.
Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, бывший тогда в сане иеродиакона , сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы . Господь помог преподобному исполнить его намерение. В Корнилиев монастырь пришел никому не ведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. Когда преподобный пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю - игумену Лаврентию и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника - старца Леонида . Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем.
Преподобный Адриан нес с собой написанную им икону Успения Божией Матери. 13 сентября 1540 года, под праздник Воздвижения Креста Господня, преподобный Адриан и старец Леонид прибыли в дикий Пошехонский лес, находившийся между селениями Белти, Патрабольшим, Шельшедольским и Ухорским, и остановились на берегу реки Вотхи. И там ведший их старец вдруг стал невидимым. Изумленные путники начали воспевать канон и службу празднику, со слезами благодаря Бога. И как предвестие будущей славной обители - места прославления Бога - по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон. Три года прожили преподобный Адриан и старец Леонид в пустынном одиночестве, терпя нужду, преодолевая искушения от диавола и поношения от злых людей, а затем приступили к осуществлению заветного намерения.
Выбрав удобное время, подвижники отправились в Москву к митрополиту Макарию испросить благословение на основание в Пошехонской стороне, на реке Вотхе, обители и храма в честь Успения Божией Матери. Святитель Макарий благословил подвижников устроить монастырь, вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во пресвитера и возвел в сан игумена . В ставленной грамоте, выданной преподобному Адриану, святитель повелел "священноинокам, диаконам, инокам и простым людям слушати его и во всем повиноваться, яко пастырю и учителю". В Москве пошехонские пустынники нашли и щедрых благотворителей, которые, видя дерзновение старцев, подали обильные пожертвования на воздвижение храма. Вернувшись в свою пустыню 31 мая 1543 года, святой игумен Адриан заложил церковь с трапезою в честь Успения Пресвятой Богородицы. Украсив и освятив новую церковь, преподобный Адриан приступил к устройству новой обители .
В монастыре был введен строгий устав Корнилия Комельского . Не имея ничего своего, довольствуясь во всем малым, большую часть времени иноки посвящали молитве, церковной и келейной, немало времени уделялось и на чтение Священного Писания. Причем чтение это совершалось "не велегласно, ни красно, но смиренным гласом и кротким; один читает, а второй рассуждает о прочтенном" , читали также и наедине.
Преподобный Адриан, кроме трудов настоятельских, занимался и писанием икон, а когда святая душа его желала полного безмолвия, он удалялся для молитвы в чащу леса, в устроенную им келлию с часовней, в версте от обители.
Через шесть лет по основании обители мирно почил о Господе старец Леонид , и преподобный Адриан с братией честно погребли его. Братия к тому времени умножилась. Иноки построили три келлии для жительства и четвертую для приготовления пищи и печения хлеба. Святой Адриан начал раздумывать над возведением большого каменного храма и собрал для этого значительную сумму денег.
Но через год по преставлении старца Леонида, в 1550 году, в Великий пост, в ночь с 5 на 6 марта в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана.
Святые мощи преподобномученика были обретены 19 ноября 1625 года, 17 декабря 1625 года, при патриархе Филарете, его нетленные мощи были перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений.
Тропарь
Христову мученику Адриану тезоименит был еси, преподобне, / многия труды подъял еси в жизни временней, / обитель иноческую созидая в пустыни, / идеже пострадал еси даже до крове от злых разбойник / и мученическую смерть от них приял еси, / Адриане славне, / чудес благодатию обогатився, / предстоиши всех Царю, Христу Богу, / Егоже моли спастися душам нашим .
См. также
Адриановский Успенский монастырь
Использованные материалы
http://www.jmp.ru/svyat/mar05.htm
http://days.pravoslavie.ru/Life/life2563.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент