Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Ангеляр (или Ангеларий ) Охридский (1-я пол. IX в.- ок. 866 ), пресвитер , [1] святой равноапостольный .
Память в числе Седмочисленников
Ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великой Моравии и Паннонии , один из святых Седмочисленников . Судя по имени, более характерному для западнохристого мира, Ангеляр, вероятно, был уроженцем Великой Моравии или Паннонии . Причисление его к особо выделенным ученикам святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о деятельном участии Ангеляра в трудах Моравской миссии по крайней мере во времена архиепископства Мефодия, хотя конкретные его труды неизвестны.
После кончины святителя Мефодия в 885 году Ангеляр вместе с Гораздом , Климентом и Наумом попал в ту группу славянских священнослужителей, которая по приказу франкского епископа Вихинга и князя Святополка была заключена в темницу, где на узниках трижды чудесным образом распадались оковы. Когда они, кроме Горазда, были выпущены из темницы, они были затем жестоко избиты, раздеты и под конвоем немецких воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнаны из великоморавской столицы Велеграда .
С большими трудностями и лишениями они добрались до Сирмия (ныне Сремска-Митровица ) и через Дунай переправились в Белград , бывший тогда болгарской пограничной крепостью. Городской начальник, знавший о желании святого равноапостольного князя Бориса Болгарского иметь в Болгарии славянских священнослужителей, радушно принял их и вскоре переправил в столицу болгарской державы Плиску , где изгнанники нашли приют в знатных домах. Ангеляр поселился в доме болярина Чеслава, но от пережитых страданий и лишений вскоре скончался. Место его погребения неизвестно.
Почитание
Сведения о святом Ангеляре весьма скудны и относятся к последнему году его жизни. Они содержатся в пространном греческом житии святого Климента Охридского , написанном в конце XI века Феофилактом Охридским [2] на основании недошедшего до нас славянского жития. Предполагается, что к этому источнику восходят все ныне известные позднейшие сведения об Ангеляре, сводящиеся к упоминанию его имени в числе учеников славянских просветителей и встречающиеся в кратком житии («Успении») святого Константина-Кирилла (нач. XIII в.), кратком греческом житии св. Климента Охридского, написанном Димитрием II Хоматианом (1-я пол. XIII в.), при отдельных списках «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и переделке грамматического трактата Константина Костенечского ( XVI в.), в службах святым Седмочисленникам .
Почитание Ангеляра в Охриде и Охридской архиепископии связано с упоминанием его имени в житии святителя Климента Охридского. Почитание Ангеляра неоделимо от общего почитания Седмочисленников - отдельные житие и служба ему отсутствуют, память в месяцесловах не встречается, имя не получило распространения в средневековом славянском мире, иконография является составной частью иконографии святых Седмочисленников.
Источники и литература
Феофилакт, Житие на Климент Охридски , София, 1955, 61, 65, 69.
Палаузов, С., Век болгарского царя Симеона , СПб., 1852, 76-79.
Туницкий, Н. Л., Материалы для истории, жизни и деятельности учеников святых Кирилла и Мефодия , Серг. П., 1918, 114-117.
Златарски, В., История на Българската държава през средните векове , София, 1927, т. 1, ч. 2, 223-225.
Георгиев, Е., Кирил и Методий, основоположници на славянските литератури , София, 1956, 270-272.
Киселков, В., Проуки и очерти по старобългарска литература , София, 1956, 30, 52.
Grivec, F., Konstantin und Method, Lehrer der Slaven , Wiesbaden, 1960, 150, 153, 156.
Słownik starożytności słowiańskich , Wrocław, 1961, t. 1/1, 25.
Милев, А., Гръцките жития на Климент Охридски , София, 1966, 81, 111, 117, 123.
Куев, К., Черноризец Храбър , София, 1967, 221.
Иванов, Й., Български старини из Македония , София, 1970, 287-288.
Stanislav, J., Staroslovensky jazyk , Bratislava, 1973, С. 1, 171-177.
Konecki, B., "Sedmočislenici", Slovo , Zagreb, 1976, Knj. 25-26, 185-191.
КМЕ , Т. 1, 71-72.
Мареш, Ф. В., "Седмите светители во страрословенската и гръцката книжевност", Климент Охридски и улегата на Охридската книжовна школа на развитокат на словенската просвета , Скопjе, 1989, 109-110.
Снегаров, И., История на Охридската архиепископия , София, 1992, 227-229.
СтБЛ , 25, 403-404.
Флоря, Б. Н., Турилов, А. А., Иванов, С. А., Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия , СПб., 2000, 167, 186-195; 242-245.
Использованные материалы
Турилов, А. А., "Ангеларий Охридский", Православная Энциклопедия , т. 2, 289-290:
http://www.pravenc.ru/text/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0...html
[1] В житии святого Климента Охридского XI века сан не указан. Приводится как пресвитер в http://days.pravoslavie.ru/Life/life4317.htm
[2] См. главы 2, 12-16.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент