? проповедник XVI века; известен в нашей духовной литературе как составитель нескольких похвальных слов русским святым: ему принадлежат похвальное слово в память черниговских чудотворцев св. благоверного князя Михаила и болярина его Феодора и два похвальных слова преподобным Зосиме и Савватию Соловецким. Все три слова свидетельствуют о проповедническом таланте составителя. Несколько любопытных сведений о Ч. Филологе находится в письме его к некоему монаху Богдану, которое помещено в одной рукописи перед словами его на память Зосимы и Савватия. Имя Ч. Филолога было Аникита Лев; Филологом он назывался "по реклу", по прозванию. Родом он был серб, как видно из того, что он обращается с молитвой о помощи в предпринимаемом труде к великому покровителю Сербии, архиепископу Савве; самый язык письма и правописание указывают на сербское происхождение писавшего. В одном из монастырей сербских, по всей вероятности, и жил он в то время, когда писал слова на память Зосима и Савватия, потому что Сербию он называет в письме "нашей страной". Туда прибыл из России монах Богдан, с поручением от братии Соловецкого монастыря найти ученого инока, который мог бы описать в похвальном слове жизнь и чудеса основателей этого монастыря, и с просьбой об исполнении такого поручения обратился именно к Ч. Филологу. Ч. Филолог не отказался исполнить поручение соловецких иноков, предложенное ему через Богдана, и, получив от него сведения о преподобных Зосиме и Савватии, приступил к составлению похвальных слов; окончив слова, он вручил их Богдану, который и отправился с ними обратно в Соловецкий монастырь. В то время, когда Ч. Филолог писал слова на память Зосимы и Савватия, он находился уже в преклонных летах: он называет себя обветшавшим и состарившимся. Ч. Филолог писал похвальные слова Зосиме и Савватию в последние годы управления Макария новгородской архиепископией, между 1534 и 1542 гг. В словах Ч. Филолога нет той безыскусственной простоты, которая в большей или меньшей степени составляет общую принадлежность наших отечественных писателей; напротив, они ясно обнаруживают в составителе ораторское образование, полученное посредством изучения лучших проповеднических образцов и упражнения в проповедничестве.
См. Н. Субботин, "Сведении о Филологе Ч., проповеднике XVI в." ("Прибавления к изданию творений св. отцов в русском переводе", ч. XVIII, М., 1859).