Иаков Черноризец. На основании изысканий митрополита Макария и Погодина , монаху XI века Иакову Черноризцу приписываются: "Сказание о святых страстотерпцах Борисе и Глебе"; "Житие блаженного кн. Владимира"; "Память и похвала русскому кн. Владимиру, како крестися Владимир и дети своя крести и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися бабка Владимира Ольга, преже Владимира" и "Послание к Божию слузе Дмитрию" (великому князю Изяславу ). Этому же Иакову Черноризцу некоторые исследователи приписывают славянский перевод написанного к Черноризцу Иакову "Правила монаха Иоанна". Наиболее ранним сочинением Иакова Черноризца, по-видимому, было "Сказание о Борисе и Глебе"; "Житие Владимира" написано позднее, а еще позже - "Память и похвала великому князю Владимиру". "Сказание о Борисе и Глебе", обнаруживающее в авторе очень близкого современника, полно морально-лирических отступлений; этому оно, вероятно, и обязано своей большей распространенностью, сравнительно с подобным же произведением Нестора . Автор как бы старается противопоставить идеал христианской добродетели мучеников-князей пороку и преступности Святополка . Впрочем, автор винит не столько злую волю последнего, сколько исконного врага рода человеческого, дьявола. В уста мучеников автор влагает частые и длинные речи, обращения, сетования. Труд Иакова Черноризца в значительной доле послужил источником для Нестора. "Житие Владимира", рассказывающее о совещаниях Владимира касательно перемены веры, о походе на Корсунь, о крещении князя и бракосочетании, о крещении киевлян, о нравственной перемене, совершившейся в князе, наконец о его кончине, - своим содержанием и порядком изложения почти сходно с летописным рассказом и видимо послужило источником для последнего. На древность памятника указывает язык "Жития", равно как и то, что Владимир святой представляется здесь еще не прославленным, а русский народ называется "новым" по отношению к вере. В большинстве списков "Жития" к нему присоединяется третье сочинение Иакова Черноризца - "Память и похвала князю русскому Владимиру", столь же древнее по языку. Оно написано, по-видимому, на основании устных, еще свежих, преданий и рассказов о равноапостольном князе Владимире и св. Ольге. Как и на "Житии", на "Похвале" еще не заметно влияния каких-либо письменных памятников XI века. Помимо стороны литературной, произведения Иакова Черноризца имеют весьма важное значение и как памятники исторические; они нередко дополняют летописи новыми указаниями и представляют некоторые новые данные для начальной истории нашей церкви. Так, автор сообщает, что Владимир ходил на Корсунь не перед крещением и не для него, а спустя четыре года после крещения; ни словом не упоминается о приходе к Владимиру послов с предложением вер и т. д. Дошедшие до нас списки "Жития" и "Похвалы" - довольно поздние (с XVI века) и представляют между собой значительные отличия. "Послание к великому князю Изяславу" написано в ответ на послание князя, до нас не дошедшее; оно любопытно по высоте взгляда на христианские обязанности. Только любовью к ближним можно исполнить заповедь Христа... "Если хочешь, - пишет Черноризец князю, - и чудеса творить, по примеру апостолов, - и это возможно: они врачевали хромых, исцеляли сухоруких, - ты научи хромых в вере, ноги текущих на игрища обрати к церкви, руки иссохшие от скупости сделай простертыми на подаяние нищим". Отличительная черта послания - преобладание афоризмов и изречений из св. Писания. Есть в послании и бытовые черты. "Церковное правило" монаха Иоанна, обращенное к Иакову Черноризцу, вместе с "Уставом" князя Владимира было первым опытом у нас местного церковного законодательства. Язык славянского перевода "Правила" весьма неясен. Сохранился и греческий его подлинник. Биографических известий о Иакове Черноризце почти не сохранилось. Преподобный Феодосий Печерский , перед смертью (умер в 1074 г.), предлагал своей братии на место себя в игумены пресвитера Иакова, который не был постриженником Печерского монастыря, а пришел туда с р. Альты (вероятно, из Переяславского монастыря, построенного во имя Бориса и Глеба, на месте их убиения). Предполагают, что этот пресвитер Иаков - одно лицо с Иаковом-писателем. - Ср. Калайдович , в I ч. "Русских достопамятностей" (М., 1815); Востоков , в "Описании Румянцевского музея"; Макарий, в "Христианском Чтении" (1849, кн. 2); Погодин, в "Известиях II отделения Академии Наук" (I, Санкт-Петербург, 1852); Бутков "Разбор трех древних памятников духовной литературы" ("Современник", 1852, ч. II); А.Ф. Тюрин "Мнение о Иакове мнихе академика П.Г. Буткова" (в "Известиях II отделения Академии Наук", II, 1853); Неволин "О м-те Иакове II, как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту" (там же, II); Срезневский "Древние жизнеописания русских князей X - XI веков" (там же, II); Макарий "Еще об Иакове мнихе" (там же, II); позднее в "Истории русской церкви", II, 1868, стр. 141 - 158); Шевырев "История русской словесности" (II, 1860); И.П. Хрущов "О древнерусских исторических повестях и сказаниях". В приложениях к "Истории русской церкви" Макария переизданы (по списку XVI века) "Житие Владимира" и "Память и Похвала", и напечатано, по списку XVI века: "Послание к Изяславу". "Сказание о св. Борисе и Глебе", по древнейшему списку (Сильвестровскому сборнику XIV века), изд. Срезневским, в Санкт-Петербурге, в 1860 г., вместе с подобным же сочинением преподобного Нестора. Лучшее издание "Правила монаха Иоанна" принадлежит профессору Павлову ("Русская историческая библиотека", VI, Санкт-Петербург, 1880). А. Архангельский.
Значение ИАКОВ ЧЕРНОРИЗЕЦ в Краткой биографической энциклопедии
Что такое ИАКОВ ЧЕРНОРИЗЕЦ
Краткая биографическая энциклопедия . 2012