Значение слова AENEAS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

Что такое AENEAS

Aeneas,ЭНЕЙ, AineiaV, 1) сын Анхиса и Афродиты, властитель дарданов у подошвы Иды, родственник Приама (см. Anchises). Родившись на горе Иде (Il. 2, 820) или у реки Симоэнта, он был воспитан Алкафоем, мужем сестры своей Гипподамии, в Дардяне (Il. 13, 428. 465); а по изображению в hymn. in. Vener., он после своего рождения был передан Афродитой на воспитание нимфам горы Иды. Сначала Э. не принимал участия в Троянской войне; но после того как однажды на Иде, где пас свои стада, подвергся нападению Ахилла он отправился на помощь Приаму в Трою. Здесь он был одним из величайших героев, храбр, разумен и набожен; троянцы чтили его наравне с Гектором, как бога. Как Ахилл на греческой стороне, так Э. на троянской — прекрасный сын богини, любимец богов; в битве особенно защищали его Афродита и Аполлон (Il. 5,311 слл.). Подобно Ахиллу, и у Э. божественные кони; кони Э. происходят от тех, которых Зевс дал некогда Трою в вознаграждение за похищенного Ганимеда (Il. 5, 265). Как Ахилла ненавидит Агамемнон, так Э.— Приам, потому что существовало предсказание, что Э. будет владычествовать над троянцами. Э. мужественно сражается с самыми храбрыми греками, даже с Ахиллом (Il. 20, 258). В битве с последним Э. спас Посейдон для того, чтобы не прекратился род Дарданов: «...ибо так как ныне род Приамов ненавистен Крониону, то впоследствии будут властвовать над троянцами Эней и его потомки» (Il. 20, 302 слл.). Согласно приведенному месту (ср. hymn. in. Vener. 197), Э. после разрушения Трои и прекращения рода Приама остается в Троаде и господствует, равно как и его потомки, над остатками троянского народа. Владетели старого и нового Скепсиса (h SkhyiV) и других местностей близ Иды считали Э. своим родоначальником. О выселении Э. и основании им нового царства на чужбине Гомер ничего не знает. Это позднейшее сказание, возникшее, впрочем, немного столетий спустя после Гомера. О спасении Э. из города, когда погибли другие троянцы, рассказывают весьма различно. Ливии (1, 1) говорит, что Э. и Антенор получили от греков свободный пропуск за прежде оказанное гостеприимство и за то, что всегда советовали заключить мир и отдать Елену (Diod. Hal. I, 46 сл.). По другим рассказам, Э. с дарданами при взятии города удалился в кремль, а отсюда на Иду; здесь, теснимый врагами, он согласился на договор, по которому передал им все укрепления на Иде, а сам получил за это свободный пропуск. По некоторым сказаниям, он основал новое царство в Эпире или фессалийской Фиотиде. Поэт Стесихор (645-560 гг. до Р. X.), первый между известными нам писателями, рассказывал, что Э. с троянскими святынями и палладием удалился в Гесперию (Италию); еще позднее явилось верование, что он прибыл в Лаций и там положил основание Римскому государству. Во времена Пирра греки уже твердо верили этому, и у самих римлян, уже около 240 г. до Р. X., это верование нашло себе официальное признание. Род Юлиев хвалился происхождением от сына Э., Иула или Аскания. О странствовании Э. в Лациум и основании троянской колонии римские историки и поэты рассказывают различным образом. По «Энеиде» Вергилия, в которой поэт следует подробному рассказу Дионисия (1, 50-65), Э., отчаявшись в спасении города, среди великих опасностей покидает Трою в сопровождении сына своего Аскания, жены Креусы, дочери Приама, которую он, впрочем, теряет в эту злосчастную ночь, и хромого отца своего, Анхиса; этого последнего он несет на плечах; за эту-то сыновнюю любовь и за спасение отечественных пенатов он преимущественно называется pius. Он собирает уцелевших троянцев на Иде их ними отправляется из Антандра (у подошвы Иды) на 20 кораблях (Aen. 2). Между его спутниками находится кормчий Паменур, который во время плавания упал в море и по имени которого назван был мыс Палинур в Лукании (Aen. 5, 871. 6, 337); друг Э., Ахат (fidus Ach.), верность которого вошла в пословицу (Aen. 1, 120. 188. 6, 158. 12, 459. Ov. fast. 3, 603), Менесфей, Сергест, Клоанф, от которых будто бы произошли Меммии, Сергии, Клуентии (5, 114-123) и мн. др. Они сперва прибыли во Фракию, затем через Делос на Крит. Они полагают, что это и есть земля, предопределенная для них судьбой, но чума гонит их оттуда. В Сицилии умирает Анхис (1. 3). Когда отсюда на 7 году плавания они радостно направляются к Лацию, по воле Юноны, которая из расположения к Карфагену желала воспрепятствовать основанию Рима, поднялась буря и их отбросило к Африке. Там их ласково принимает Дидона, которая только что основала Карфаген (1. 1), а Венера и Юнона намереваются устроить брак Дидоны с Э.; но Зевс приказывает Э. удалиться отсюда (1. 4). Э. со своими спутниками опять пристает к Сицилии, где им оказывает гостеприимство Акест, сын троянки Егесты и речного бога Кримиса; здесь Э. устраивает похоронные игры у могилы своего отца (1. 5), затем они отплывают в Кумы, в Италию, где Э. спускается в подземный мир (l. 6), а из Кум по направлению к северу прибывают в Лаций. Лаврентский царь Латин радушно принимает Э., дает ему землю для построения города и обещает ему в жены дочь свою Лавинию. Но жена царя, Амата, подстрекает юного, храброго царя рутулов, Турна, которому была обручена Лавиния, начать войну с Э. Мезентий (см. Mezentius), царь города Caere, и другие италийские герои стоят на стороне Турна; Э. вступает в союз с Евандром (см. Euander) и после нескольких битв в единоборстве убивает Турна. Этим кончается «Энеида». Ср. во многом согласующиеся с ней рассказы об Э. в Ov. met. 13 и 14. По Liv. 1, 1 и 2, Э. женится на дочери царя Латина, Лавинии, и в честь ее называет свой новый город Lavinium. Асканий ее сын. Турн идет войной против Э. и Латина. В первой же битве рутулы побеждены, но и Латин убит. Турн соединяется теперь с Мезентием, а Э., чтобы привлечь к себе аборигенов, народ Латина, дает троянцам и аборигенам общее имя латинов. Латины побеждают в последовавшей битве, но эта победа была уже последним подвигом Э. на земле. Ливии здесь только слегка намекает на то сказание о кончине Э., по которому последний в сражении при Нумиции, подобно тому, как позднее Ромул, внезапно исчезает в мраке непогоды среди молний и раскатов грома, а вскоре затем является Асканио в полном вооружении и объявляет, что сделался богом. У берегов Нумиция ему воздвигли святилище с надписью: «Patris dei Indigetis», и впоследствии он был почитаем как Iupiter Indiges (местный, родной, туземный Юпитер). Dion. Hal. I, 50 слл. И Латин был будто бы принят в число богов как Iupiter Latiaris (I. Indiges). Сказания о странствованиях Э. особенно обязаны своим происхождением той тесной связи, которая существовала между мифической личностью Э. и служением Афродите Энеаде (Ataia;), богине моря и мореплавания. Где только у берегов моря находился храм этой богини, там, предполагалось, был Э. и сам основал этот храм. В Лации же находился такой храм близ Арден и Лавиния, и это, вероятно, было первоначальным поводом к сказанию о поселении Э. в Лации. Сын Э., Асканий или по римскому наименованию lulus, построил через 30 лет после основания Лавиния город Альбу-Лонгу. Ему наследовал здесь младший брат его Сильвий, родоначальник албанского царского рода, из которого произошли Ромул и Рем, основавшие через 300 лет после построения Альбы Рим. Иул представляется иногда как особое лицо от Аскания, именно как второй сын Э. или как сын Аскания. Aeneades, AineadhV, называется Асканий, как сын Э.; Aeneadae называются спутники Э. и вообще троянцы или римляне, как его потомки. Lucr. 1,1. Verg. A. 1, 565. 7, 610. 6, 684. Ov. met. 15, 682. 695; 2) AineiaV, o taktikuV из Стимфала; ок. 350 г. до Р. X. написал большое сочинение об искусстве полководца (strathgika biblia). Из этого сочинения сохранилась только небольшая часть, об искусстве осадном (poliorkhtikon upomnhma), написанная слогом простым, ясным, соответствующим содержанию, но без свойственной классическому периоду тщательности в обработке, которой, конечно, и нельзя ожидать от технического писателя. Изд.: Hercher (Berl., 1870), A. Hug (Leipz., 1874); 3) AineiaV из Газы, новоплатоник, жил во 2-й половине 5 в. от Р. X.; некоторое время преподавал в Александрии красноречие и философию, а затем принял христианство. В диалоге своем QeofrastoV он согласует учение Платона о бессмертии с учением о воскресении плоти. Изд. Boissonade (Париж, 1836).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.