Сведения о нем очень скудны. Из Воскресенской летописи мы узнаем, что С. был архимандритом Печерским, в 1274 г. был поставлен епископом Владимирским, а в 1275 г. преставился. Летописец называет его "зело учительным в божественном писании". Ему, несомненно, принадлежат пять поучений. Первые три поучения посвящены изображению татарского нашествия (полнее всего оно описано в третьем слове), сходному с изображением того же события в летописи и в других современных поучениях, так что сомневаться в фактической верности слов С. нельзя. Грустя о бедствиях родной земли, проповедник сознает вместе с тем их необходимость, так как они посланы Богом в наказание за грехи людские и для исправления народа. Поэтому С. с особенной энергией указывает слушателям на их грехи, упрекая их в самых разнообразных пороках. Четвертое и пятое поучения посвящены изображению двух явлений русской жизни, порожденных суеверием: испытанию ведьм посредством воды и выкапыванию из могил похороненных самоубийц, так как они, по мнению народа, портили погоду и, следовательно, вредили урожаю. С. допускает возможность влияния чародеев через бесов на людей, но только в том случае, если люди в них верят; поэтому С. прежде всего упрекает слушателей в том, что они еще до сих пор верят в волхвование. Далее проповедник обвиняет их и в том, что в вопросе о жизни и смерти они хотят поставить свидетелем бездушную стихию ? воду. В пятом поучении С. старается разные народные бедствия, которым суеверные люди подыскивали причину в погребении самоубийц, поставить в связь с человеческими пороками, за которые Бог и карает. Поучения С. отличаются простотою изложения; они гораздо доступнее витиеватых слов Илариона и Кирилла Туровского. Простота не мешает речи С. быть образной, поэтичной и исполненной силы и одушевления. Ср. Петухов, "С. Владимирский, русский проповедник XIII в." (СПб., 1888; в приложении напечатаны тексты поучений).
Н. Т.