Значение САМУИЛ (МИСЛАВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое САМУИЛ (МИСЛАВСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Самуил (Миславский) ( 1731 - 1796 ), митрополит Киевский и Галицкий .

В миру Миславский Симеон Григорьевич, родился 24 мая 1731 г. в с. Полошки Глуховского полка в семье священника.

В 1742 г. поступил в Киевскую духовную академию .

12 апреля 1754 г. пострижен в монашество , 25 ноября рукоположен во иеродиакона .

По окончании академии оставлен преподавателем при академии. На кафедре он держался метода Амоса Коменского и философских систем Вольфа и Бакмейстера. Его "Латинская грамматика", изданная в 1765 г., долго считалась лучшим руководством.

6 января 1756 г. рукоположен во иеромонаха .

7 ноября 1757 г. назначен префектом Киевской академии и преподавателем философии.

С 1 сентября 1759 г. исполнял обязанности ректора Киевской академии.

16 января 1761 г. возведен в сан архимандрита Киево-Братского монастыря и назначен членом консистории.

12 августа 1768 г. переведен в Киевский Пустынно-Никольский монастырь .

28 декабря 1768 г. хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского .

Очень полезную церковную деятельность проявил еп. Самуил в Белгороде .

В 1769 г. он разработал новую инструкцию о порядке, методах и объеме преподавания в каждом учебном классе Харьковского коллегиума. Получили признание при епископе Самуиле и "прибавочные" классы коллегиума, к которым так неблагосклонно отнесся его предшественник еп. Порфирий (Крайский) . Особое значение преосвящ. Самуил придавал изучению иностранных языков в этих классах. Не имея преподавателей иностранных языков, он послал на свой счет двух наиболее способных студентов в Германию для изучения немецкого языка и подготовки к преподаванию его в коллегиуме.

Французский язык преподавал в коллегиуме преподаватель-француз. С ним был заключен договор, и он готовил нескольких способных студентов в преподаватели французского языка.

Митр. Самуил ввел изучение русского языка и русской словесности, признавая образцовым писателем Ломоносова ; включил в программу академии общеобразовательные предметы (математику, историю и географию), забытые инструкцией 1763 г.; усилил преподавание новых языков, жертвуя на это свои личные средства; ввел обучение рисованию и музыке.

С изменением и усовершенствованием учебного процесса еп. Самуил заботился и о хозяйственном благоустройстве коллегиума, а особенно находящегося при нем сиропитательного дома. Этот дом был предметом постоянных его забот. Он построил для него новое здание на средства паствы и свои личные.

Уделяя главное внимание коллегиуму, преосвящ. Самуил не отказывался и от подготовительных братских школ, открытых еп. Петром (Смеличем), но ко времени служения преосвящ. Самуила прекративших свое существование. По просьбам духовенства еп. Самуил разрешил вновь открыть эти подготовительные школы и не только в прежних, но и в других местах. Причем, разрешая открывать школы, он требовал, чтобы они имели направление славяно-российское.

Однако, несмотря на существование в епархии учебных заведений, образованного духовенства не хватало. Особенно печально было то, что и образованные священники нерадиво относились к своим обязанностям, почти не проповедывали в храмах слово Божие. Такое нерадение священства к исполнению важной обязанности их звания глубоко огорчало архипастыря, и он был вынужден строгими требованиями возбуждать их к просветительской деятельности. При еп. Самуиле была расширена архиерейская власть по отношению к приходскому духовенству, т. е. выборное начало в приходах стало терять свою силу.

Возвышая свою власть над духовенством, еп. Самуил в то же время всегда был близок к нему, особенно к бедным духовного звания.

Деятельность преосвящ. Самуила коснулась и монашеской жизни. Во избежание нареканий на монашество, он своим указом от 24 апреля 1769 г. запретил монахам занимать должности приказчиков и управителей в монастырских имениях и рекомендовал назначать на эти должности людей светских, способных и достойных к исполнению порученного дела. Вторым указом еп. Самуил запретил без излишней надобности выдавать отпуска монахам. Со строгостью преследовал архипастырь показное лицемерное благочестие и самочиние в духовной жизни, ведущие к соблазнам среди простого народа. В то же время он благосклонно относился к благочестивым народным религиозным обычаям и оказывал при необходимости свое содействие. Так, когда из-за ссоры двух монастырей был запрещен крестный ход с иконой Знамения Божией Матери, в котором местные жители находили для себя духовное утешение, преосвящ. Самуил обратился в 1770 г. в Св. Синод с прошением возобновить совершение крестного хода. Это прошение при нем удовлетворено не было, и крестный ход стал совершаться вновь только в 1790 г.

24 сентября 1771 г. еп. Самуил переведен на Крутицкую кафедру и назначен присутствующим Синодальной конторы.

С 17 февраля 1775 г. - член Св. Синода , в том же году 17 июля награжден алмазной панагией .

С 17 марта 1776 г. - епископ Ростовский и Ярославский .

22 сентября 1777 г. возведен в сан архиепископа .

22 сентября 1783 г. возведен в сан митрополита Киевского .

С 10 апреля 1786 г. стал именоваться и архимандритом Киево-Печерской Лавры .

Скончался 5 января 1796 г. Погребен в усыпальнице св. Софии, устроенной в Успенском приделе Софийского собора .

Оценивая личность митр. Самуила, можно сказать, что это всесторонне образованный богослов, искусный и тонкий диалектик, образцовый проповедник, замечательный лингвист, свободно изъяснявшийся на латинском, польском и французском языках и излагавший свои мысли на немецком и греческом языках; гуманный, правдивый, отзывчивый на все доброе, твердый, смелы и настойчиво проводивший намеченные им цели. Со знанием дела он нес свои архипастырские обязанности, стремился завести лучшие порядки в епархии, которые занимал, возвысить их благоустройство. Заботился о просвещении духовенства и о повышении его нравственного уровня. Памятником его забот о духовенстве служили основанные им в 1776 г. училища в Ростове и Угличе и заложенный дом для семинарии. Он учредил должность благочинных, составил им инструкцию, поднял дело церковной проповеди, снабдил церкви богослужебными и другими полезными книгами, заботился и о материальном благосостоянии духовенства, освободив его от некоторых сборов.

Митр. Самуил много потрудился и на миссионерском поприще. Им было обращено в православие более 2-х миллионов жителей Волыни и Подолии.

За ученые труды был избран членом Российской академии.

Труды

Латинская грамматика. Киев, 1765.

Учитель веры: догматы православной веры (на лат. и рус.). Киев, 1760.

Увещательное поучение новому викарию еп. Виктору.

Историческое описание Киевской Лавры. Киев, 1799, 1801, 1804.

Права и преимущества малороссийского духовенства (рукопись лаврской библ.).

Начальные трактаты богословских лекций Феофана Прокоповича (изд. в Кенигсберге и Москве в 1773-1776 гг.).

Слово на день вступления на перстол имп. Екатерины. М., 1768.

Слово на 21 декабря 1768 г. СПб, 1769.

Слово о силе, правилах и выгодах в Законе Божием, содержащихся. М., 1776.

Слово о великих предметах учреждений Екатерины. СПб, 1777. М., 1778.

Слово при первом служении в Киеве 1784 г. М., 1786.

Речи: имп. Екатерине в Москве. М., 1775, имп. Екатерине при посещении Данилова м-ря. М., 1775, имп. Екатерине в Киеве. Киев, 1787.

Слово на Рождество Христово в 1757 г. (в рукописи).

Слово на преп. Феодосия в 1758 г. (в рукописи).

Переписка с игуменом Иаковым . Киев. вед., 1857.

Инструкция и расписание, когда какие предметы преподавать в академии (Ист. Киев. акад., с. 129, 130).

Библиография

Рождественский Ф. Самуил (Мстиславский), митр. Киевский (с 70 письмами, напеч. с рукописей Киево-Софийского собора и Киев. консистории). Киев, 1877.

Поселянин Е. Рус. подвижники 19 в., 3-е изд. СПб, 1910, с. 49.

Его же Идеалы христианской жизни, с. 202.

Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 91.

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 117, 196, 199.

Фон Эдинг Борис Ростов Великий, Углич, пам. худ. старины, изд. Кнебель. М., с. 128.

Евгений, митр. Словарь историч. о свят., кн. II.

Булгаков, с. 1403, 1404, 1418.

Толстой Ю., № 123.

Строев П., с. 8, 19, 22, 334, 634, 1038.

Н. Д., с. 40.

Списки архиереев, № 123.

Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 45, 46.

Старч. сов. подв. благоч. XVIII-XIX вв. М., 1913, с. 208.

Обзор рус. дух. лит., с. 375-377.

Труды К. Д. А., 1870, сентябрь, с. 488, 1874, март, с. 3; август, с. 406, 1884, октябрь, с.286-300, 1885, май, с. 122-140.

Прав. собес., 1909, июль-август, с. 210; ноябрь, с. 599.

Истор. вестн., 1885, октябрь, с. 95, 1906, январь, с. 304.

Изв. Казан. еп., 1879, № 20, с. 590, 1883, № 23, 24, с. 786.

Рус. старина, 1871, апрель, с. 653-655, 1876, февраль, с. 458; май, с. 49.

Дух. дневник, 1865, № 2.

Рус. архив, 1889, кн. 2-я, с. 375 (Письма Киев. митр. Евгения Болховитянова к В. Г. Анастасевичу); с. 462 (Разговор с митр. Филаретом), 1893, кн. 3-я, с. 14 (Скворцов Н. Московский Кремль), 1916, кн. 1-я, с. 182 (Лебедев А. Архиеп. Иаков Вечерков).

БЭЮ, т. 17, с. 35.

БЭЛ, т. II, с. 1243; т. X, с. 606, 607.

БЭС, т. II, с. 1329, 2403.

ЭС, т. XXVIII-а, с. 247.

РБС, т. XVIII, с. 178, 179.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4771

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.