Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Порфирий (Успенский) ( 1804 - 1885 ), епископ Чигиринский , викарий Киевский , знаменитый ученый востоковед, автор множества научных трудов, инициатор и организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме .
В миру Успенский Константин Александрович, родился 8 сентября 1804 года в Костроме в семье псаломщика.
В 1824 году окончил Костромскую семинарию . Учителя отмечали в нём незаурядные способности и неуёмную жажду знаний. Один из семинарских наставников, Фёдор Павлович Москвин , впоследствии митрополит Киевский, привил своему ученику любовь к греческому языку, Священному Писанию и древней христианской истории.
В 1825 поступил в Санкт-петербургскую духовную академию , которую закончил в 1829 году со степенью кандидата богословия и в том же году 15 сентября был пострижен в монашество , 20 сентября рукоположен во иеродиакона , а 25 сентября - во иеромонаха .
1 июля 1831 года получил степень магистра и 2 июля был назначен законоучителем Ришельского лицея в Одессе .
С 1 мая 1834 года - настоятель второклассного Успенского монастыря в Одессе , с 20 мая - архимандрит .
18 июля 1838 года был назначен ректором Херсонской семинарии .
15 ноября 1840 года назначен настоятелем посольской церкви в Вене .
Это был счастливый жребий: оказавшись за границей, отец Порфирий получил возможность путешествовать по миру, работать в библиотеках, изучать древности. Это позволило ему стать одним из первооткрывателей христианской истории для нового времени и принесло славу российской науке. Все свои путешествия он подробно описал в восьмитомном дневнике, названном "Книга бытия моего".
Первое путешествие на Восток
14 ноября 1842 года был отправлен в Иерусалим .
2 января 1845 года с научными целями отправился на Афон и Синай .
В руки отца Порфирия попадали древние рукописи, хранящиеся в монастырских библиотеках. В отчёте о посещении Афона, который он составил для Синода , говорится о 200 документах, которые представляют большую ценность для истории Святой Горы. Сколь значительны были его находки, показывает хотя бы вывезенная им с Афона "Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурнографиотом (1701-1755)" - ценное пособие для иконописцев. Перевод на русский язык и публикация в России этой рукописи имели огромное значение. Тогда в нашей стране начинал возрождаться интерес к традиционной канонической иконописи , и благодаря "Ерминии" отечественные мастера заново открывали иконописные каноны, забытые под воздействием западноевропейских стилей - барокко, классицизма, академизма. До сих пор иконописцы пользуются "Ерминией", в которой раскрываются технические секреты иконописного ремесла и смысловое значение образа.
Особо притягательным для отца Порфирия был Синай. В отличие от большинства древних обителей, синайский монастырь святой Екатерины никогда не подвергался разграблению. Он представлялся учёному настоящей сокровищницей древностей. Именно здесь немецким ученым Тишендорфом была обнаружена рукопись греческой Библии IV века, сохранившая самый древний из полных текстов Евангелия. Сегодня эта рукопись известна как " Синайский кодекс ".
Можно вспомнить ещё одну, не менее ценную находку. Как-то, осматривая на Синае монастырские помещения, отец Порфирий увидел в ризнице среди старого хлама несколько досок небольшого размера, на которых едва проступали иконописные изображения. Судя по всему, монахи не слишком ими дорожили, и он выпросил у ризничего эти доски. Научное чутьё в который раз не подвело архимандрита. Старые надтреснутые доски оказались раннехристианскими иконами, написанными в технике энкаустики (восковой живописи), и датировались VI - VII веками. Таких икон в мире единицы. Четыре из них, те, на которых изображены Богоматерь с Младенцем, святые Сергий и Вакх , святой Иоанн Предтеча , святой Платон и неизвестная святая, стали собственностью отца Порфирия, затем он завещал их музею Киевской духовной академии . Ныне они находятся в Киевском музее восточного и западного искусства.
Начальник Иерусалимской Духовной Миссии
31 июля 1847 года архимандрит Порфирий был назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме . В помощники себе архимандрит взял иеромонаха Феофана , выпускника Санкт-Петербургской академии, будущего святителя и подвижника Вышенской пустыни. Во многом благодаря архимандриту Порфирию русские в XIX веке заняли ведущие позиции в исследовании Святой Земли. На этом посту его сменил архимандрит Антонин (Капустин) .
За годы работы в Русской Духовной Миссии Порфирий (Успенский) объездил весь Восток, побывал также в Греции , Италии - местах, связанных с ранним христианством. Эта эпоха интересовала его более всего, и многие его открытия проливают свет на историю первоначального христианства.
"Чем более знакомишься с Востоком, тем более раздражаешься любознательностью, тем сильнее становится сокрушение о том, что короткое время не позволяет путешественнику перечитать все рукописи, тем глубже поселяется убеждение, что лучшая история всей Православной Церкви, исключительно с Российскою, может быть написана только тогда, когда будут исследованы все древлехранилища на всём Востоке" , - отмечал Успенский в дневниках.
Но и Запад, особенно Италия, Рим как колыбель христианства, весьма интересовал архимандрита Порфирия. Его книга "Святыни земли Италийской", представляющая собой путевые записки 1854 года, - яркое тому свидетельство. Его живая вера не дала ему ограничиться посещением катакомб и раннехристианских базилик в Риме; он добивается аудиенции у папы . Разговор коснулся и темы воссоединения Церквей. В итальянских заметках отца Порфирия есть отголоски этого разговора: автор излагает свои претензии к Риму, обвиняет его в гордыне, в грехе против Восточной Церкви, против христианского единства и т. д. Но всё же он приходит к светлому и оптимистичному выводу: "Старый Рим обновится, и слава Господня воссияет над единой Италией".
Мысль о единстве христиан, видимо, волновала архимандрита Порфирия. Изучая древние корни христианства, он внимательно относился к особенностям богослужебной и богословской практики разных Церквей. Он изучал Грузинскую , Синайскую , Иерусалимскую а также Коптскую Церкви, особенности их уставов. Интересен в этом плане его труд "Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов)", опубликованный в Петербурге в 1858 году.
Возвращение в Россию
Возвратившись в 1861 году из третьего путешествия на Восток, архимандрит Порфирий уже более не покидал Россию.
Петербург встретил его как учёного с мировым именем. Святейший Синод обращался к нему за консультациями как к знатоку древностей. Учёный монах был обласкан сильными мира сего. Великая княгиня Елена Павловна просила его быть её духовником. Разные научные и благотворительные общества хотели заручиться его поддержкой, приглашали в почётные и действительные члены.
Епископ Чигиринский
14 февраля 1865 года он был хиротонисан во епископа Чигиринского , викария Киевской митрополии и назначен настоятелем Киево-Михайловского монастыря .
К киевскому периоду относится расцвет его литературной деятельности: у него наконец появилось время привести в порядок и издать свои многочисленные путевые, учёные и дневниковые записи. На этот период приходится и присвоение ему большинства учёных степеней и наград.
31 декабря 1877 года епископ Порфирий был назначен членом Московской Синодальной конторы и переехал в Москву . Вскоре он был поставлен настоятелем Новоспасского ставропигиального монастыря .
В 1878 году был уволен на покой. Епископ Порфирий не прекратил научные труды - ясный ум и работоспособность сохранялись у него до последних дней. Скончался он 19 апреля 1885 года. 81-летний епископ отошёл ко Господу спокойно, сидя в кресле лицом на восток, держа в руках кипарисовый крест, привезённый из путешествий. Келейник читал отходную молитву. В течение нескольких лет владыка Порфирий был болен; последние недели он отказывался от лечения, трезво и спокойно воспринимая приближение кончины. Когда за несколько месяцев до смерти архипастырь составлял завещание, рукописи обстоятельно описывались, складывались в сундуки, запечатывались печатями. Он будто собирался в дорогу. Всю жизнь путешествовавший, владыка Порфирий и уход из жизни воспринимал как важное путешествие. Он приготовил себе на смерть полное архиерейское облачение , сшитое не из парчи, а из белого холста, украшенное скромным синим кантом. На недоумённый вопрос окружающих, почему облачение такое бедное, владыка отвечал, что золото и драгоценные камни с таким трудом добывают из-под земли, что жалко их опять туда закапывать. И ещё он просил похоронить его не в митре , а в простом монашеском клобуке .
Был погребён в Новоспасском монастыре , слева у стены при входе в усыпальницу бояр Романовых, что под Преображенским собором. Место захоронения он выбрал сам. Согласно его желанию, на мраморной плите выбита надпись: "Здесь возлёг на вечный покой преосвященный Порфирий Успенский, автор многих сочинений о христианском Востоке. Молитесь о нём".
Разносторонне образованный, знавший древние и современные языки, обладавший острым умом и неутомимой энергией, епископ Порфирий (Успенский) горячо любил истину и был предан Церкви. Всю жизнь занимаясь древностями, он живо интересовался и современностью, смело высказывался не только относительно исторических событиий. Его воззрения на установившуюся практику Синодальной Церкви нередко встречали негативную реакцию со стороны официальных церковных структур. Он говорил о необходимости восстановления в России патриаршества и радикального изменения епархиального управления, призывал реформировать систему преподавания в духовных учебных заведениях, критиковал бесперспективность существования духовного сословия как касты, и т. д.
Будучи человеком искренним и правдивым, с живым умом и горячим сердцем, свои научные труды он писал вдохновенно и даже поэтично, подчиняясь чувству, хотя синодальные чиновники требовали от него не "вдохновения", а сухой отчётности. Отголоски этих конфликтов слышны в его дневнике: "Антоний (разумеется, митрополит), Илиодор, Гедеон (члены Синода) и вы, граф ( Протасов ) и превосходительные чины (из канцелярии Синода), и вы не боги, ибо нет в вас правды, милости и провидения. Долой же с пьедестала! Ах! Эти мраморные статуи водружены крепко. Не могу я расшибить и испепелить их. Это камни, но не те, от которых Бог может воздвигнуть себе чад".
Вернувшись из своего первого путешествия, Успенский оказался не ко двору. "На синодальном Митрофановском подворье, - пишет он, - мне не дали прежнего уголка, которого я просил у г. Сербиновича письмом от 11 октября. Тут архип. Курский Илиодор со своей челядью раскинулся широко и ясновельможно. Не нашлась мне, труженику, особая келья и в Александро-Невской лавре . Так отеческое начальство заботится о своём избраннике, которого само послало на Восток! Идя по лавре в келью доброго товарища моего по академии, архим. Аввакума, я повесил голову свою, начавшую маленько седеть на многотрудной семнадцатилетней службе, и в облегчение туги своего сердца припоминал слова Христовы: лиси язвины имут, Сын же человеческий не имать, где главы подклонити".
Эпиграфом к одному из своих сочинений преосвященный Порфирий взял изречение Лафатера: "Отыскивать истину в путанице понятий, предощущать её, находить её, исправлять свои ошибки - вот моя утеха, моё старанье". Это высказывание точно характеризует его научные устремления и понимание им своего пути.
О себе он писал: "Для чего я странствую так долго? Для того, чтобы подобно пчеле принести прекрасный мед в родной улей, - я пчела Божия, а Россия - мой улей".
Оценки
При бесспорно большом вкладе в изучение христианского Востока, имеются неоднозначные оценки деятельности и мнений епископа Порфирия, особенно в связи с греками . Так, патриарх Феофил Иерусалимский, на встрече с российскими журналистами в преддверии Пасхи 11 апреля 2008 года так отозвался о нем, в контексте о вопросе об арабах-христианах: " К сожалению, это был именно известный русский человек - для вас, может быть, он святой человек - Порфирий Успенский, который, придя сюда, принес в общины Рум здесь, в Палестине, а также в Сирии и в других частях Ближнего Востока, эту заразу и этот яд (this microbe, this poison) расизма. И это то, что привело к смятению у наших людей здесь, от которого они до сих пор страдают ."
Патриарх Феофил вновь настоял на позиции что внутри православной общины Святой Земли ("Рум", ромеи ), национальных разделений нет и, следовательно, нет и отдельно арабов-христиан и отдельно греков-христиан [1] .
Епископ Порфирий также известен как отрицатель сказания о чудесном явлении Богородицы на Афоне , считая, будто афонские монахи выдумали эту историю ради того, чтобы, обманывая паломников, увеличить доходы своего монастыря. Святителя Филарета Московского , который защищал афонцев, Порфирий пытался убеждать в том, что греческие новомученики являются «самозванными мучениками», и что будто бы их специально готовят Афонские монахи к мученичеству ради того, чтобы потом иметь у себя мощи. Наконец, он известен пересказом историй о якобы нечудесном происхождении Благодатного Огня в кувуклии Святого Гроба. В целом, можно сказать что епископ Порфирий относился с предубеждением к чудесам вообще и с большой предвзятостью к греческому благочестию [2] .
Награды, степени, членства
орден св. блгв. кн. Владимира 3-й степени (за ученые заслуги)
орден св. Анны 1-й степени (за заслуги перед Отечеством)
член-корреспондент Императорского археологического общества
доктор honoris causa и доктора эллинской словесности и греческой философии.
почётные должности в университетах, духовных академиях, церковных и иных обществах - вплоть до Московского общества садоводства
Труды
Проект публикации дневников епископа Порфирия:
http://porfiriy.msk.ru
Книга бытия моего (Дневник и автобиографические записки) в 8-ми частях (извлечение из книги, изданной имп. Палестинским общ.). СПб, 1894, 1895, 1896 (2 ч.), 1899, 1900, 1901.
Восток христианский: а) История Афона (в 3-х книгах); б) Первое и второе путешествие в Афонские скиты и монастыри и описание скитов Афонских (в 6-ти книгах).
Восток христианский: Путешествие в Метеорские и Особолимпийские монастыри в Фесалии в 1859 г. СПб, 1896.
Восток христианский: Александрийская патриархя (сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской епархии, т. I. СПб, 1898.
Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского и рассуждение о них. СПб, 1864.
О св. Кирилле - просветителе славян.
Рас-эль-Айнские колодцы у города Тира (Журнал мин-ва нар. просв., ч. 87, кн. 7).
Важное изобретение петерб. иконописца Алекс. Ив. Травина (Дух. беседа, 1864, т. 20, № 8).
Сказание о православной Амидийской митрополитии в Месопотамии (Дух. беседа, 1863, т. 19, № 37).
Священное писание у христ. женщин и библейская редкость у имп. Марии Феодоровны. СПб, 1864.
Известие о глаголической псалтири, хранящейся в библ. Синайского м-ря (Изв. имп. археолог. общ., 1863, т. 5, в. I).
Афон языческий. Киев, 1847.
Восток христианский: Афн, Киев, 1877.
Исповедь кающегося грешника. СПб, 1878.
Стихирарные пииты (Труды К. Д. А., 1878, кн. 4-7).
Святый Дионисий Ареопагит и творения его (Чтен. в общ. люб. дух. просв., 1879).
Новое слово об Афоно-Иверской иконе Богоматери (Чтен. в общ. любит. дух. просв., 1879).
Афонские книжники: греческие писатели, переводчики и издатели (Там же, 1883, кн. 2 и 3).
Сказание о Сирийской унии (Труды К. Д. А., 1874, кн. 9).
История Афона (Труды К. Д. А., 1871, кн. 8).
Абиссинцы, их церковь и религиозные обряды (Там же, 1866, кн. 3-5, 7 и 8).
Послание иерусалим. патриархов в Грузию (Там же, 1866, кн. 1).
Сирийская церковь (Журнал мин. народн. просвещ., 1850, ч. 56).
Синайская обитель (Там же, 1847, ч. 55).
Синайский полуостров (Там же, 1847, ч. 60).
Описание монастырей Афонских в 1845-1846 гг. (Там же, 1848, ч. 55, 58).
Указатель актов, хранящ. в обители св. горы Афонской (Там же, 1847, ч. 55).
Взгляд на плавание наших пароходов к берегам Афона (Листок рус. общества пароходства и торговли, 1860, № 78 и 77).
Александрийский том о праздновании Пасхи (перепеч. в журн. мин-ва нар. просвещ., 1860, ч. 106).
Извлечение из письма с Афона: о греческих и славянских старинных рукописях (Дух. беседа, 1859, т. VII, № 33).
Извлечение из письма с Востока (о приобрет. 11 рукописей на пергаменте). Дух. беседа, 1859, т. VII, № 30.
Восток христианский: Египет и Синай. СПб, 1857.
Письмена Кинея Манафы на Синайских утесах. СПб, 1857.
Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (контов). СПб, 1856. Книга издана под инициалами А. П. У.
Путешествие по Египту и в м-рь в 1845 г. СПб, 1856 (?).
Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 г. СПб, 1856.
История Афона. В 2 т. М.: Даръ, 2007. (Т. 1. 1088 с., Т. 2. 656 с.).
Литература
Дмитриевский А. Еп. Порфирий Успенский, как инициатор и организатор первой рус. дух. миссии в Иерусалиме. СПб, 1906.
Его же Еп. Порфирий (Успенский) по поводу 100-летия со дня его рождения. СПб, 1906.
Его же Поминки преосвящ. Порфирия Успенского. Киев, 1887.
Михнович Историч. обзор сорокалетия Ришельского лицея. Одесса, 1857, с. 70.
Масанов Словарь псевдонимов, т. I, с. 55.
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 287.
Лебедев А. Преосвящ. Порфирий (Успенский). Серг. Посад, 1904.
Сырку П. Описание бумаг еп. Порфирия (Успенского), пожертвованных имп. акад. наук по завещанию. СПб, 1891.
Селиванов Н. Ф. Монашеская республика (письма с Афона). СПб, 1900, с. 4.
Языков Д. Жизнь и труды покойных русских писателей, вып. V.
Его же Писатели, умершие в 1885 г.
Чистович И. История СПб дух. семинарии. СПб, 1857, с. 381, 382, 447.
Лесков Н. С. Мелочи архиерейской жизни (Собр. соч. 1957, т. 6, с. 440-446).
Костров В. Еп. Порфирий (Успенский), его деятельность и ученые труды по изучению христ. Востока (кандидатское сочинение). Прав. собес., 1914, январь, с. 28. Отзыв об этом сочинении проф. Протасова В. И. см. Прав. собес., 1916, май-июнь, с. 170.
Корольков, прот. Суждение еп. Порфирия о переводе свящ. Писания на рус. язык (Труды К. Д. А., 1915, сентябрь).
Мацеевич Л. Письма архим. (впоследствии еп.) Порфирия (Успенского) к Александру Скорлатовичу (1842-1844 гг.). Прав. собес., 1916, январь, с. 365.
Титов А. Из книги бытия моего, еп. Порфирия Успенского, из писем его к разным лицам.
Карасев Еп. Порфирий Успенский (краткий очерк его жизни).
Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Св.-Троицк.-Серг. Лавра, 1901, т. II, с. 381, 382; т. III, с. 203; 1902, т. IV, с. 333, 344, 345, 358; 1904, т. V, с. 578, 759, 900; 1906, т. VI, с. 72-77, 736-739, 849-850, 858.
Дмитриев Моск. Новоспасский монастырь в его прошлом и настоящем. М., 1909, с. 114, 115.
Болдырев М., врач Замечательная кончина (Душеп. чтен., 1909, с. 685-688).
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 376-378.
Булгаков, с. 1403.
Толстой Ю., № 384.
Строев П., с. 11, 491.
Петров Л. Словарь, с. 203.
Списки архиереев, № 384.
Летопись Е. А., с. 865.
Церк. вопросы в России или рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 115, 137.
Письма Филарета, митр. Московского к высоч. особам и др. лицам. Тверь, 1888, ч. I, с. 84 прим. 1; ч. II, с. 160 прим. 2; 187, прим. 4 и 5; прим. 1; 271 прим. 4.
Историческая записка о деятельности импер. Моск. археолог. общ. за 25 лет, с. 167-171.
Материалы для биогр. еп. Порфирия (Успенского) - два тома, официальн. документы. Переписка изд. имп. Акад. Наук, под ред. П. В. Безобразова. СПб, 1910.
М. Нкр., т. II, с. 453.
Юбилейный сборник, с. 249.
Киево-Златоверхий Михайловский монастырь. Киев, 1889, с. 137.
Труды К. Д. А., 1870, ноябрь, с. 2, 1873, март, с. 208; октябрь, с. 465, 1875, март, с. 385-480, 1876, август, с. 335, 336; сентябрь, с. 359, 1877, январь, с. 283; март, с. 648, 1879, февраль, с. 255, 279, 1885, ноябрь, с. 505-509; март, с. 331, 1886, февраль, с. 271, 281; март, с. 331-391, сентябрь, с. 163, 1878, июнь, с. 502.
Душеп. собесед., 1892, с. 24, 25, 1896, с. 50, 1897, с. 24, 1906, с. 119, прим. Афон. лет., с. 183.
Рус. старина, 1880, февраль, с. 443, 444; июнь, с. 219, 1887, июнь, с. 656, 658, 659, 1910, декабрь, с. 676.
Рус. палом., 1908, № 3, с. 46.
Изв. Казан. еп., 1878, № 3, с. 57, 1894, № 11, с. 326.
Самар. еп. вед., 1868, № 10, с. 214, 215.
Прав. обозрен., 1873, январь-декабрь, с. 372, 1876, май-август, с. 382, 383, 1885, сентябрь-декабрь, с. 396.
Христ. чтен., 1868, май, с. 729, 1872, июнь, с. 342-345, 1874, июль-сентябрь, с. 888, 1891, январь, с. 188-201 (январь-февраль).
Истор. вестн., 1888, декабрь, с. 123 п/с. 2, с. 124, 1896, июль, с. 219-221; октябрь, с. 322-324, декабрь, с. 1060-1062, 1900, июль, с. 282, 1915, октябрь, с. 232.
Церк. общ. вестн., 1885, № 37.
Новь, 1885, кн. 13, с. 62.
Моск. еп. вед., 1873, № 34.
Подол. еп. вед., 1885, № 19.
Смол. еп. вед., 1885, № 11.
Костр. еп. вед., 1885, № 19.
Киев. еп. вед., 1885, № 10.
Донск. еп. вед., 1885, № 10.
Ворон. еп. вед., 1885, № 11.
Волын. еп. вед., 1885, № 14.
Моск. церк. вед., 1885, № 18 и 27.
Моск. вед., 1885, № 108 и 110.
Херсон. еп. вед., 1885, № 9.
Ж. М. П., 1954, № 2, с. 66, 1957, № 8, с. 66-72, 1959, № 4, с. 61-70; № 10, с. 16, № 11, с. 49.
Рус. архив, 1887, кн. 3-я, с. 351 (Филарет, архиеп. Черниговский), 1895, кн. 1-я, № 2, с. 253; кн. 2-я, № 5, с. 63; № 6, с. 178; № 7, с. 274, 288, 1897, кн. 1-я, с. 65, 66 (Из дневников В. А. Муханова 1862 г.), 1910, кн. 1-я, № 1, с. 105; № 3, с. 401-418; кн. 2-я, № 8, с. 525 п/с., с. 569; кн. 3-я, № 11, с. 493-512.
Богосл. вестн., 1894, сентябрь, отд. IV.
Н. Д., с. 17.
БЭЛ, т. X, с. 620.
БЭС, т. II, с. 1855.
БЭЮ, т. XV, с. 486.
ЭС, т. доп. II, с. 461.
РБС, т. XIV, с. 593-596.
Использованные материалы
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4900
Языкова, Ирина, "Божья пчела российской науки ученый монах Порфирий (Успенский)":
http://www.kiev-orthodox.org/site/personalities/1224/
Максимов, Юрий, "В защиту благодатного огня", 26.IV.2008:
http://www.pravoslavie.ru/put/080426153810
Интервью патриарха Иерусалимского Феофила русским журналистам 11.IV.2008, полный текст:
http://testis-mutus.livejournal.com/109783.html
[1] См. полный текст данного интервью патриарха Феофила на http://testis-mutus.livejournal.com/109783.html
[2] Максимов, Юрий, "В защиту благодатного огня", 26.IV.2008, http://www.pravoslavie.ru/put/080426153810
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент