Значение СЕРАПИОН ВЛАДИМИРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

СЕРАПИОН ВЛАДИМИРСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Серапион (+ 1275 ), епископ Владимирский и Суздальский , святитель .

Память 12 июля .

До 1274 г. - архимандрит Киевского Печерского монастыря [1] .

В 1274 г. хиротонисан во епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского митр. Кириллом .

Скончался в глубокой старости 12 июля 1275 г.

Гробница находится в Успенском кафедральном соборе г. Владимира .

В надписаниях его слов он называется "святым, преподобным и блаженным". В рукописных святцах он также поставлен в числе святых.

Еп. Серапион был поистине добрый пастырь и хотя епископствовал на Владимирской кафедре всего один год, много пользы принес своим чадам. "Он принадлежал к числу тех пастырей церкви, которые истинно радели о своей пастве, внимательно прислушиваясь к ее потребностям и стараясь врачевать ее раны". "Бе же зело учителен и силен в Божественном Писании", - говорит о нем современник. Еп. Серапион обладал проповедническим талантом.

Труды

Ему, несомненно, принадлежат пять поучений. Первые три поучения посвящены изображению татарского нашествия (полнее всего оно описано в третьем слове), сходному с изображением того же события в летописи и в других современных поучениях, так что сомневаться в фактической верности слов свт Серапиона нельзя. Грустя о бедствиях родной земли, проповедник сознает вместе с тем их необходимость, так как они посланы Богом в наказание за грехи людские и для исправления народа. Поэтому автор с особенной энергией указывает слушателям на их грехи, упрекая их в самых разнообразных пороках. Четвертое и пятое поучения посвящены изображению двух явлений русской жизни, порожденных суеверием: испытанию ведьм посредством воды и выкапыванию из могил похороненных самоубийц, так как они, по мнению народа, портили погоду и, следовательно, вредили урожаю. святитель допускает возможность влияния чародеев через бесов на людей, но только в том случае, если люди в них верят; поэтому св. Серапион прежде всего упрекает слушателей в том, что они еще до сих пор верят в волхвование. Далее проповедник обвиняет их и в том, что в вопросе о жизни и смерти они хотят поставить свидетелем бездушную стихию — воду. В пятом поучении С. старается разные народные бедствия, которым суеверные люди подыскивали причину в погребении самоубийц, поставить в связь с человеческими пороками, за которые Бог и карает.

Поучения святителя Серапиона отличаются простотою изложения; они гораздо доступнее витиеватых слов Илариона и Кирилла Туровского . Простота не мешает речи св. Серапиона быть образной, поэтичной и исполненной силы и одушевления.

Список изданных творений

Семь слов к пастве, из которых 4 напечатаны в Приб. к твор. св. отцов, 1848, ч. I, с. 97-111, 192-205;

два слова в Прав. собес., 1862, июль;

одно слово изд. Шевыревым; Поездка в Кириллов м-рь, ч. 2, с. 36.

Литература

Барсуков Н., с. 498-501.

Поторжинский, прот. История русской церковной проповеди. Киев, 1891, с. 70.

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 136.

Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в. СПб, 1888.

Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский м-рь. М., 1850, II, с. 36-38.

Нарбеков В. 3-й обл. истор.-археол. съезд во Владимире. Казань, 1907, с. 27.

Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 104-106.

Протопопов Д. Жития святых, июль, с. 158-164.

Филарет, архиеп. Русские святые, июль, с. 79.

М. Макарий И. Р. Ц., т. IV, кн. I, с. 10, 11, 111, 168.

Самбикин Д. Месяцеслов, вып. IV, с. 283, 284.

Косолапов Месяцеслов, с. 326.

Булгаков, с. 1395.

Голубинский Е., с. 366.

Строев П., с. 12, 653.

Карамзин, т. IV, прим. 153.

Н. Д., с. 34.

Летопись Е. А., с. 471.

История Владим. кафедр. Успен. собора. Владимир, 1877, с. 69, 70.

Святая Русь, № 660.

Обзор рус. дух. лит., с. 64, № 57.

Пр. Нкр., т. I, с. 781.

Владим. еп. вед., 1867, № 10, с. 463, 477.

Прав. собес., 1907, июль-август, с. 206.

БЭЮ, т. 17, с. 290.

БЭС, т. II, с. 2036.

ЭС, т. XXIX-а, с. 587, 588.

РБС, т. XVIII, с. 340.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1564

[1] Воскресенская летопись.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.