Значение ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ в Православной энциклопедии Древо

ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Песнь Песней Соломона (евр. Шир-га-Ширим ), библейская книга Ветхого Завета , принадлежит к числу учительных книг.

Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8

По свойству еврейского языка название книги означает превосходную степень песни; в значении превосходной степени употребляются также следующие выражения: раб рабов, Святая Святых, суета сует. Таким образом Песнь Песней - значит: превосходнейшая песнь, возвышеннейшая песнь.

Авторство

Предание приписывает ее Соломону , который выступает в ней главным действующим лицом.

Содержание

Эта небольшая по объему книга занимает совершенно исключительное положение среди других книг Св. Писания , будучи такой же загадкой в Ветхом Завете , какой является Апокалипсис в Новом Завете . Мнения о ней чрезвычайно разнообразны. По внешности это как бы совершенно светская поэма — настолько светская, что в ней ни разу не встречается даже имени Бога. Немало было, вследствие этого, попыток заподозрить ее духовный, канонический характер.

С древнейших времен, однако, Песнь Песней составляла непременную часть ветхозаветного канона, откуда перешла и в Церковь христианскую. Как в синагоге еврейской, так и в церкви христианской она всегда пользовалась общим признанием и высоким уважением. По свидетельству раввина Акибы, "никто в Израиле никогда не сомневался в каноничности Песни Песней, ибо течение веков не может соперничать с той древностью, когда дана была эта книга; все кетувимы (учительные книги) священны, но Песнь Песней есть святая из святых". Того же мнения держались и древнейшие христианские экзегеты, как, например, Ориген , который говорит: "когда ты пройдешь все библейские песни, то должен подняться еще выше, чтобы воспеть с женихом Песни Песней".

Но и с признанием канонического характера книги не устраняются связанные с нею затруднения. В ней можно различать отдельные действующие лица, но они говорят и действуют настолько не по правилам искусственной драмы, что прилагать к ней это последнее название, значило бы злоупотреблять термином.

По своему содержанию Песнь Песней имеет двухсторонний характер. С одной стороны она изображает исторический факт из жизни счастливейшего и мудрейшего из царей — Соломона , в лучший период его жизни. Здесь именно изображается взаимная пламенная любовь жениха и невесты, завершившаяся брачным союзом; в женихе видят обыкновенно самого Соломона, а в невесте — одну из его жен, называемую в Песни Песней Суламитой ( Песн. 7, 1 ) — дочь Фараона. Но видеть в Песни Песней только этот буквальный смысл невозможно. Если бы в ней изображалась только одна плотская любовь, хотя бы самая возвышенная, то было бы непонятно, почему она внесена была в канон священных книг и пользовалась великим уважением даже у строжайших аскетов. Необходимо видеть в ней и другую, таинственную сторону. И действительно, изображаемая в ней любовь так чиста, глубока и возвышенна, что никакое человеческое сердце неспособно воплотить ее всецело. Такая любовь во всей ее полноте возможна только для Божества, и христианские толкователи недаром усмотрели в Песни Песней пророчественный образ любви Христа к Церкви, Божественного жениха — к Его земной невесте .

Изображение союза Бога с людьми под видом супружеских отношений весьма обычно в Ветхом Завете; "как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой", говорит пророк Исаия Иерусалиму (Ис. 62, 5), а пророки Иеремия , Иезекииль и Осия в сильных выражениях упрекают свой народ в том, что он не сохранил верности своему Небесному Супругу ( Иер. 3, 1 ; Иез 16 , Иез 23 ; Ос 2 и др.). В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа женихом, а себя — другом жениха ( Ин. 3, 29 ; ср. Мф. 9, 16 и др.).

Содержание Песни Песней весьма сходно с содержанием 44 псалма ("Песнь о возлюбленном"), а последний св. апостолом Павлом и отцами Церкви относится к Иисусу Христу ( Евр. 1, 8 -9).

Святитель Филарет (Дроздов) в своей Церковно-Библейской Истории замечает следующее: "Сие описание жениха-брата и невесты-сестры, царя, пасущего стада, и царицы, стригущей виноград, опаленной солнцем, ограбленной и израненной стражами города, страшной в самой красоте своей, поелику не может быть брачною песнью Соломона, то, без сомнения, есть изображение таинственного союза Мессии-Христа с Церковью, неоднократно представленного в Свящ. Писании под таковым символом".

Библиография

Herder, "Lieder der Liebe, die edelsten u. schönsten aus d. Morgenlande" (1778);

H. Ewald, "Hohelied Salomonis" (1826);

F. Delitsch, "Das Hohelied" (1851);

Graetz, "Schir-ha-Schirim" (1871);

проф. А. А. Олесницкий, "Книга Песнь Песней и ее новейшие критики" (Киев, 1882);

А. П. Лопухин, "Библейская история при свете новых исследований".

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.