? есаул войска Донского, основатель секты духоносцев. В 1805 г., за разные проступки, был лишен чинов; в 1815 г. эти чины были возвращены ему, но в 1817 г., за публичное порицание в церкви местных священников и за вредные толки о вере, снова предан суду, четыре года содержался под стражей в Новочеркасске; в 1824 г. был взят в СПб., но отпущен; в 1825 г. снова взят в СПб. и находился на испытании у известного архим. Фотия, после чего посажен в Шлиссельбургскую крепость, вместе с замужней дочерью; в 1826 г. сослан в Соловецкий м-рь, где сошел с ума и умер. По объяснениям дочери его, Марии Кустовой, последователи учения К., услышав о предпринятом библейским обществом издании Библии на всех языках земного шара, вообразили, что вновь наступило время апостольское, и что каждый должен быть апостолом. Так как апостолы обладали чрезвычайными дарованиями св. Духа, то и они стали стремиться к тому же посредством изнурительных постов, беспрестанных молитв и бдений. При этом они приходили в исступление; им виделись ужасы ада и блаженства рая. Они чувствовали себя в состоянии творить чудеса посредством какого-то присущего им "электрицизма". Они приписывали себе способность угадывать мысли других, даже отсутствующих, считали себя достигшими высшего совершенства и, боясь потерять его, укрепляли себя еженедельным причащением, к чему побуждало их также убеждение в близости конца мира. Так как причащаться еженедельно в церкви им было невозможно, то они употребляли собственное причастие из хлеба и вина. Кроме апокалипсиса, который они изучили особенно подробно, они читали сочинения Бема, Штиллинга и других старых и новых мистиков, имевшихся в русских переводах. В бытность свою на Дону К. составил статистическое описание "Верхней Курмоярской станицы" (напеч. в "Чтениях Моск. Общ. Истории", за 1863 г.). Подробнее о нем см. "Русский Архив", 1868 г.; Пыпин, "Библейская секта двадцатых годов" ("Вестник Европы").
Н. Б ? в.