Значение ЕВЛАМПИЙ (ПЯТНИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

ЕВЛАМПИЙ (ПЯТНИЦКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Евлампий (Пятницкий) ( 1794 - 1862 ), архиепископ б. Тобольский и Сибирский .

В миру Пятницкий Петр Никитич, родился в 1794 году в семье священника Ярославской епархии.

С 1805 г. учился в Ярославской семинарии .

В 1816 г. поступил в Московскую духовную академию .

18 сентября 1820 г. окончил академию со степенью магистра богословия и был назначен бакалавром.

21 ноября 1822 г. пострижен в монашество ; 6 декабря рукоположен во иеродиакона , а 9 декабря - во иеромонаха .

24 ноября 1824 г. назначен библиотекарем академии.

24 января 1826 г. возведен в сан архимандрита .

С 15 февраля 1826 г. - инспектор академии; с 19 марта - настоятель Дмитровского Борисоглебского монастыря и в том же году назначен экстраординарным профессором академии.

С 31 декабря 1828 г. - член Московского цензурного комитета.

С 28 марта 1830 г. - настоятель Московского Знаменского монастыря .

С 27 апреля 1831 г. - настоятель Можайского Рождество-Богородичного Лужецкого монастыря .

18 ноября 1831 г. назначен ректором Вифанской семинарии .

11 февраля 1834 г. хиротонисан во епископа Екатеринбургского , викария Пермской епархии, в Казанском соборе С.-Петербурга.

С 22 июня 1840 г. - епископ Орловский и Севский .

С 12 ноября 1844 г. - епископ Вологодский и Устюжский .

13 июня 1852 г. возведен в сан архиепископа Тобольского и Сибирского .

30 июля 1856 г. уволен на покой в Свияжский Успенский монастырь .

Скончался 12 марта 1862 г. Погребен в Свияжском Успенском монастыре Казанской епархии, в пристройке к Никольскому храму.

В годы ректорско-преподавательской деятельности архиеп. Евлампия (тогда еще архимандрита) характеризовали добрым, непридирчивым, но очень нерасторопным. Он был плохой администратор и преподаватель. Студенты не любили ни его лекции, ни его записки. Изучение его записей они считали для себя настоящим наказанием и поэтому часто осыпали автора беспощадными сарказмами.

Но многие студенты были последователями его благочестивой жизни. Он отличался необыкновенным усердием к равноевангельскому житию. Из 35 студентов его выпуска 10 приняли монашество.

Вступив на пост архипастырского служения, преосвящ. Евлампий произвел самое приятное впечатление на свою паству и духовенство, а последующая постническая и благочестивая жизнь еще более укрепила к нему всеобщую любовь. Он часто говорил проповеди, чем привлекал народ к посещению богослужений. Даже многие из раскольников уважали преосвященного. Из жизни архиеп. Евлампия известен один случай, который можно назвать подвигом и благодаря которому народ еще более полюбил своего архипастыря.

В 1839 г., когда загорелась Златоустовская церковь, преосвященный сам приехал на пожар и стал служить водосвятный молебен. По окончании молебна он сквозь огонь пробрался на колокольню и стал окроплять св. водой все горящее. Вера и горячие молитвы всех присутствующих угасили пламень огненный. Пожар прекратился.

Добрую память оставил о себе архиеп. Евлампий у своей паствы.

Труды

Обозрение св. четыредесятницы, особенно в отношении к паремиям на часах и вечерне ежедневной великопостной службы. Казань, 1861.

Светлая седмица или поучения на каждый день светлой седмицы. М., 1851.

Слова и поучения. (1851-1853, 1858-1860).

Новый год, или предуготовительные к покаянию поучения от нового года до св. четыредесятницы. М., 1853.

Первая седмица великого поста или краткие поучения на каждый день первой седмицы великого поста. М., 1882.

Страстная седмица с Лазаревой субботы и неделю Ваий. М., 1853.

Св. четыредесятница, содержащая поучения на каждый день первой седмицы, на каждую неделю великого поста и на каждый день страстной седмицы. М., 1858.

Св. Пятидесятница, заключающая поучения на каждый день светлой седмицы и на каждую неделю пятидесятницы с прочими праздниками и неделею всех святых. М., 1858.

Слова к тобольской пастве, говоренные в 1852-1856 гг. Казань, 1860. 2 т.

Воззвание к духовному бодрствованию в холерный 1848 г. М., 1851.

Воззвание к братиям (именуемым старообрядцами), чадам единые святые веры. Казань, 1856.

Литература

Письма к Евлампию митрополита Филарета напечатаны в "Чтениях Московского Общества любителей духовного просвещения" (1877, январь).

Шестаков, свящ. Краткий историч. очерк 100-летия Перм. еп. Пермь, 1899, с. 182-186.

Смирнов С. История Московской Духовной Академии. М., 1879.

Геннади Г. Справочный словарь. т. 1, с. 335.

Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.

Строев П., с. 181, 194, 204, 205, 319, 733, 905, 942.

Толстой Ю., № 279.

Булгаков, с. 1397, 1407, 1415.

Денисов, с. 245, 417.

Н. Д., с. 48, 54, 66, 79.

Списки архиереев, № 279.

Юбилейный сборник, с. 13, 22, 24, 35, 38, 39, 260, 621-622.

Воспоминания архим. Пимена. М., 1877, прим., с. 111-112.

Письма митр. Филарета к С.Д. Нечаеву. СПб, 1895, с. 88, прим. 183, с. 135, прим. 292.

Изв. Казан. еп., 1907, № 10, с. 300.

Рус. архив, 1887, кн. 2-я, с. 427 (Филарет, архиеп. Черниговский).

-"- 1893, кн. 3-я, с. 40, 45 (Миловский Н. св. Моск. дух. акад.).

-"- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 370, 419; кн. 2-я, № 5, с. 95.

БЭЛ, т. III, с. 714.

БЭС, т. I, с. 541; т. II, с. 1708, 2168.

ЭС, т. I-а доп., с. 720.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1845

http://www.orel-eparhia.ru/book/export/html/243

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.