? в древней Руси сбор, возникший из добровольных приношений. При объезде князьями и их слугами волостей с административными и судебными делами они получали в местах остановки содержание натурой от местного населения и сверх того различные приношения в виде дара, "на поклон, в почесть или на взаезд". Совершенно подобный обычай практиковался землевладельцами или их приказчиками при объезде имений (вотчин). Эти приношения натурой сделались мало-помалу обязательными и уже довольно рано переводились князьями на деньги. От первой половины XII в. имеются указания, что Д. взимается наряду с данью, продажами и вирами и поступает вместе с этими сборами в пользу церкви в виде десятины. В ханских ярлыках, гарантирующих привилегии церкви, даруются льготы от податей и сборов и в числе последних перечисляются: корм, запрос, дар, почестье и проч. В договорах Новгорода с князьями постоянно повторяется условие, что "с волостей имати дар по старине", причем князья могли собирать этот Д. в местах остановок при въезде в Новгородскую землю, но не при отъезде. Можно думать, что с переводом натуральных приношений на деньги не исчез, однако, обычай при встрече князья и его слуг одарять их разными приношениями и поминками. Д., таким образом, возобновились и продолжали довольно долго существовать до вторичного выкупа их в половине XVI в., когда вводится денежный оброк за наместнич. корм. Но и после того Д. в виде добровольных приношений властям еще долго держатся в обычаях и нравах населения. Д., собираемый землевладельцами, также упоминается еще в XVI в., напр. в новгородских писцовых книгах при перечислении натуральных и денежных сборов в пользу землевладельца и его приказных людей, обыкновенно наряду с "постояньем", т. е. сбором взамен корма в местах остановок, и с "переваром", т. е. сбором взамен доставки питья во время тех же объездов. Д., постоянье и перевар взимаются или продуктами, или деньгами.
М. Д.