Значение ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК в Лингвистическом энциклопедическом словаре

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

— древнеславянский литературный язык. По своему происхождениюя это старославянский язык, подвергшийся влиянию живых языков народов, у к-рых ои был распространен. Это влияние отражено уже в самых ранних памятниках 10—11 вв. Различают местные разновидности Ц. я., или нзводы, редакции: вост.-славянская, болгарская, македонская, сербская, хорватская глаголическая, чешская, румынская. Нормы Ц. я. изменялись с постепенным передвижением центров др.-слав. книжности с юга слав, мира на восток, под влиянием живых нар. языков, в зависимости от тенденций к унификации Ц. я. и восстановлению древних норм, что было связано с деятельностью разл. книжных школ. Так, после нек-рой де- ЦЕРКОВНОСЛАВ 575 централизации и ослабления строгости норм Ц. я. (12—13 вв.) наступает эпоха унификации и восстановления древних норм (14—15 вв.) в результате деятельности тырновской школы в Болгарии, ре-савской школы в Сербии и связанного с этой деятельностью второго юж.-слав, влияния на Руси. В кон. 15—16 вв. происходит смещение центров слав, книжности в Зап. Русь и в Москву, вызвавшее смену норм под влиянием местных нар.-разг. языков. В 17 и. существовало неск. центров книжности: Вильно, Киев, Москва, что привело к параллелизму норм. В 18 в. централизация и нормализация Ц. я. проходили иа основе Ц. я., употреблявшегося в Москве. Наряду с произведениями, написанными на Ц. я., в слав, странах в разное время появляет-ая лит-pa на основе живого нар. языка, так складываются 2 типа др.-русского, др.-сербского, др.-болгарского (ст.-болг.) лит. языков. В основе одного типа лежит Ц. я., в основе другого — живой нар. язык. В разные эпохи взаимоотношения между этими типами лит. языков различны. Если в ср. века они были сравнительно близкими, то в 17 в. имело место двуязычие. С др. точки зрения, в Киевской Руси Ц. я. и рус. яз. имели строго разграниченные сферы употребления и образовывали диглоссию, при к-рой литературным был только Ц. я. В 17 в. это разграничение нарушается, в связи с чем диглоссия переходит в двуязычие (Б. А. Успенский), Нар. рум. язык и Ц. я., как языки разных систем, всегда были достаточно независимы друг от друга. Ц. я. постепенно уступал лит. языку на нар.-разг. основе одну сферу распространения за другой и, наконец, в 18 в. вышел из письм. употребления. Сохраняется как культовый язык пра-восл. церкви, В лингвистич. лит-ре вместо терминов «старославянский» и 1; [Доклады, прочитанные иа заседании Комиссии по составлению словаря общеслав. лит. (церк.-слав.) языка в апреле 1966 г.]. там же, 1966, №5; Копыле н-хо М. М.. Как следует называть язык древнейших памятников слав, письменности?, «Сов, славяноведение», 1966, № 1; В и н о г-радов В. В., История рус. лит. языка. Избр. труды, М., 1978; Успевскнй Б. А., История рус. лит. языка (XI—XV11 вв.). Munch.. 1987. Л. Л. Касаткин.

Лингвистический энциклопедический словарь.