Значение СИЛЛАБИЧЕСКОЕ ПИСЬМО в Лингвистическом энциклопедическом словаре

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

(от греч. syllabe — слог) — письмо, знаки к-poro передают отдельные последовательности звуков языка, чаще всего слоги. Попытки слогового написания собств. имен и грамматич. формантов восходят к словесно-слоговым системам письма. В ходе развития этих систем слоговые знаки начинают употребляться для записи слов как фонетич. дополнение к знаку-логограмме. Только слоговые знаки (за исключением нсск. детерминативов и логограмм) применялись в нек-рых клинописных письменностях Двуречья (эламская, хуррнтская, урартская, др.-перс, клинопись). Из критской иероглифики к С. п. (с той же оговоркой) относятся линейное письмо А и Б, кипро-минойское и кипрское слоговое письмо, возможно, письменность диска нз Феста. По мнению И. Дж. Гелба, слоговые знаки, употреблявшиеся в др.-егип. иероглнфике, послужили источником зап.-семит, силлаба-риев, знаки к-рых передавали сочетание «согласный + любой гласный» (про-тосииайское, протопалестинское, финикийское письмо). Более позднее происхождение имеют вфиопский силлабарнй и слоговые системы письма Индостана (см. Индийское письмо), Центральной и Юго-Восточной Азии, к-рые можно рассматривать как «полуалфавитные» (осн. знак передает либо гласный, либо сочетание согласного со звуком «а»). Мн. оригинальные системы письма 19—20 вв. первоначально или в ходе развития были силлабическими (письмо индейцев чероки, письмена ваи, баса, тома, менде, бамум в Зап. Африке, система Полларда для языков юго-зап. Китая, письмена эскимосов Аляски, письмо волеаи Каролинских о-вов). В иероглифич. японском письме наряду с логограммами употребляются (гл. обр. для передачи собств. имен и грамматич. формантов) слоговые знаки — . Ш Гельб И., Зап.-семит, силлабарии, пер. с англ., в кн.: Тайны древних письмен, М., 1976 (лит.); см. также лит. при статьях Письмо, Пиктография, Критское письмо. A.M. Кондратов.

Лингвистический энциклопедический словарь.