Значение слова ПИСЬМО в Лингвистическом энциклопедическом словаре

ПИСЬМО

—знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее. во времени. Первоначально для передачи информации применялись др. способы, напр. пиктография, бирки, зарубки, вампумы, кипу и т. п. Собственно П. вырабатывается обычно в раннеклассовом обществе в связи с усложнением хозяйств, жизни. Система П. характеризуется постоянным составом знаков, причем каждый знак передает либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отд. звук речи. Для классификации видов П. важна не форма знаков (изобразительно-рисуночная, условно-геометрическая и т. п.), а характер передачи знаками элементов речи. Существует 4 осн. типа П.— идеографический, словесно-слоговой (лого-графически-силлабический), собственно силлабический и буквенно-звуковой (алфавитный). В конкретных системах П. эти типы обычно существуют в не вполне чистом виде. В идеографическом П. каждый знак (изобразит, элемент) может обозначать любое слово в любой грамма-тич. форме в пределе круга понятийных ассоциаций, либо прямо вызываемых изображением, составляющим данный знак, либо условных. Круг возможных значений изобразит, элемента ограничен соседним кругом значений, напр. знак, изображающий «йогу», может означать 'ходить', 'стоять', 'приносить' и т. п. в любой грамматич. форме, но не может означать 'ступня', 'подошва', потому что для этого существует другой изобразит. элемент. Вместо изображения возможно употребление и произвольного графич. символа. В числе ассоциаций может быть и ассоциация по сходному звучанию(ирин-цип ребуса), напр. знак «тростник» («ги») мог означать 'вернуть' («ги»). Возможность передачи информации с помощью чистой идеографии очень ограничена; этот тип П. существовал лишь как переходный от пиктографии к словесно-слоговому П..применяясь либо в хозяйств. записях, где число понятий, о к-рых может идти речь, ограничено самим содержанием текста (ранний Шумер, нач. 3-го тыс. до н. э.), либо в ритуальных записях как мнемонич. вспомогат. средство. Неясно, была ли идеографическим или словесно-слоговым П. письменность о. Пасхи и чукотское П., изобретенное в 20 в. Теневилем. Гораздо более живучим оказался словесно-слоговой тип П. Основой системы П. и здесь остается прежняя многозначная идеограмма, но конкретная привязка знака каждый раз к определ. слову обеспечивается добавлением ребус-иых знаков, выражающих чисто звуковые элементы либо слова в целом, либо его части (особенно грамматич. элементов), и знаками-детерминативами, уточняющими круг понятий, к к-рому относится данное слово. Напр., в др.-егнп. яз. рисунок «жук» (х п р) с силлабич. знаками х-, п-, р- (гласные неизвестны) + детерминатив абстрактных понятий означал (х п р) 'существование'; в шумер, яз. рисунки «нога» + «камень» означали 'пришедший' (г й н а), потому что «камень» назывался на, а рисунки «нога» + «куча зерна (?)> ( б а) означали 'стоящий' (губа); знаки «вышка (?)> + «рс-шетка(?)> с детерминативом «божество» (рисунок «звезда») читались 'бог Эилиль' (имя бога), а с детерминативом «земля» (рисунок участка, прорезанного каналами) читались 'Нибуру' (назв. города, где почитался этот бог). Идеографнч. знак, прикрепленный к определ. слову, называется логограммой. Для знаков, выражающих последовательности звуков, используются тоже логограммы, но в «ребусном» употреблении [ср. выше н а, б а ие в смысле «камень» и , а как знаки для последовательностей звуков н + а, б + а]. Такие последовательности — не обязательно полные слоги; так, в др.-егип. П. гласные вообще не передавались, в аккадском слог мог дробиться на части. Словесно-слоговым П. могли передаваться тексты любого содержания, т. к. такое П. обеспечивало достаточно адекватную фиксацию речи и надежное воспроизведение текста при чтении. Отсутствие обязательной непо-средств. связи первонач. идеограмм с фо- нетич. стороной речи позволяло использовать одни и те же знаки в качестве лого-графич. элементов для разных диалектов (в Китае) и для разных языков (на древнем Бл. Востоке). В древнейших видах П. этого типа знаки монументальных надписей долго сохраняли форму рисунков-У1ероглифов; наряду с ними существовала скоропись (на папирусах, черепках — в Египте; на глиняных плитках — в Передней Азии, т. наз. клинопись; на бамбуковых палках — на Д. Востоке, и т. п.). Такие системы П. возникали в раннеклассовом обществе для хозяйств, нужд и обычно независимо друг от друга; отд. случаи сходства знаков объясняются либо общей типологией, либо случайностью. Наиболее известны: др.-егип. П. (с кон. 4-го тыс. до н. э.), шумер. П. (с нач. 3-го тыс. до н. э.) и развившиеся из него виды клинописи, эламская иероглифика (3-е тыс. до и. э.), протоиндское письмо (тогда же), критское письмо (с нач. 2-го тыс. до н. э.), китайское письмо (со 2-го тыс. до н. э.), майя письмо в Центр. Америке (1-е тыс. н. э.; др. центр.-амер. системы П. были, видимо, идеографическими и пиктографическими). Не все древние системы П. этого типа расшифрованы; наиболее изучено П. Китая, Двуречья (клинопись) и Египта. Аккад, клинопись — в основе слоговое П.. но любой словесный знак или группа знаков шумер. П. могли быть введены в текст как обозначение для аккад. слова (т. н. гетерограмма), особенно ради экономии места. Единственная существующая ныне древняя система П. словесно-слогового типа — китайская. Сохранение ее объясняется чаморфиым» характером кит, слова и потому малой необходимостью в передаче грамматич. показателей, а также удобством кит. П. для общения между носителями фонетически различающихся диалектов. Знаки кит. П. восходят к рисункам, подвергшимся скорописному упрощению (окончательно — с введением бумаги во 2 в.); имеются разл. виды скорописи. Знаки обычно являются составными, т. е. соединением «детерминатива», и «фонетика». Кит. П. распространилось в Корее, Японии и др. странах, ио оказалось неудобным ввиду иного грамматич. строя соотв. языков. Поэтому наряду с кит. иероглифами в этих странах рано начали употреблять местные фонетич. системы П.— силлабическое II. в Корее. В Японии иероглифами, играющими роль гетерограмм, обычно обозначают основы слов, а силлабич. знаками — изменяемые части слова; в Корее иероглифы сохранили лишь более узкое применение (при кит. заимствованиях, для омонимов). Преимущества словесно-слогового П.: междунар. характер логограмм, меньшее число знаков на одинаковый отрезок текста по сравнению с буквенным П., поэтому логограммы применяются в составе вспомогат. подсистем П. (цифры, ал-гебраич. и химич. формульные знаки и т. п.). Недостатки: многочисленность знаков в системе (от неск. сотен до многих тысяч), трудность (громоздкость) при освоении чтения. Системы П., где каждый знак передает только к.-л. последовательность звуков как таковую, а не слово, называются силлабическими. Последовательности могут быть либо только типа «С(огласный) + Цласный или нуль)», либо также типов еще различались качества гласных и число знаков доходило до 75—100. В «классическом» финикийском алфавите имелось 22 знака (меньше числа согласных фонем). В основе известных нам трех др.-семит, прото-алфавитных систем — финикийской линейной, угаритской клинописной (обе имели общий порядок букв) и юж.-аравийской линейной — лежит общий слоговой или словесно-слоговой прототип. Новая система дала возможность фиксировать речь по звуковому способу с помощью миним. числа легко н быстро за- поминающихся знаков (букв). Однако текст, записанный без гласных и обычно без словоразделов, несмотря на то что в семит, языках значение корня связано с согласными, а гласные выражают слово-образоват. и грамматич. элементы слова, все же был малопонятен, кроме случаев, когда содержание его было заранее приблизительно известно; такое П. скорее было применимо как тайнопись купцов-мореплавателей, чем как всеобщее средство передачи речи, поэтому в течение более тысячи лет с ним вполне успешно конкурировали системы словесно-слогового П. Клинописный (угаритский) вариант квазиалфавита вымер еще во 2-м тыс. до н. э.; один из вариантов линейного квазиалфавита просуществовал в Юж. Аравии до 7 в. н. э., а в Африке дал. начало эфиопскому письму со вторичной огласовкой по инд. принципу. Собственно финикийский линейный квазиалфавит в своей первичной форме был воспринят в М. Азии (малоазийские алфавиты вымерли в начале н. э.), Греции и Италии, дав начало западным алфавитам (см. ниже), а в скорописной (курсивной) форме, выработанной для родственного финикийскому др,-семит. языка — арамейского, распространился по всему Бл. и Ср. Востоку, дав начало восточным алфавитам (рис. 1, 2). Восточные алфавиты. Распространение алфавита вместе с канцелярским арамейским языком в пределах Персидской державы Ахеменидов 6—4 вв. до н. э. от М. Азии до Индии привело к созданию множества местных разновидностей П. (важнейшие: арамейское «сирийское» П.; квадратное П., принятое евреями, первоначально для религ. книг; особая разновидность арамейской скорописи с добавлениями дополнит, надстрочных и подстрочных диакритических знаков была положена в основу арабского письма). Сравнительно рано в финикийском и производных от него видах П. с помощью букв для согласных w, j, ' и h (т. наз. «матерей чтения», см. Матрес лекционис) стали сначала непоследовательно, а затем регулярно обозначать также дифтонги au, ai и долгие гласные о, 0, ё, Т, а; любая буква, в т. ч. и буквы w, j,', h, если они ие являлись «ма-терями чтения», стала означать «согласный 4- краткий гласный или нуль гласного»; т. о., сами по себе краткие гласные в алфавитах семит, происхождения обычно отдельно не обозначаются («матери чтения» для них применялись редко и непоследовательно). Лишь начиная со ср. веков, гл. обр. в богослужебных книгах, стали обозначать все вообще гласные с помощью диакритич. значков над или под буквами (в еврейском, сирийском — с помощью точек и групп точек, в сирийском — также и с помощью маленьких греч. букв, в арабском и производных— с помощью маленьких араб, «матерей чтения»). Однако диакритич. знаки огласовки ни в сирийском, ни в квадратном, ни в араб. П. в бытовое употребление так и не вошли. В неустойчивых гос. образованиях, возникавших на Востоке после макед. завоевания (4 в. до н. э.), появилось обыкновение в деловой переписке писать лишь общеизвестные канцелярские формулы и др. отд. слова и выражения по-арамейски, а остальной текст, иногда и флексию слов,— арамейскими буквами на местном языке. Так создалась вторичная система арамейских псевдологограмм (ге-терограмм); текст в целом, включая н гетерограммы, читался на местном языке. Т. о., арамейский алфавит в его ранней канцелярской форме, видимо, не позже 4 в. до н. э. был применен к др.-перс. яз. (ранее имевшему собств. клинописное силлабич. П.), а затем в разл. разновидностях скорописи использовался для других иран. языков (парфянского, ср.-персидского, согдийского, хорезмского). В условиях средневековья грамотность была сосредоточена в среде духовенства. Поэтому распространение каждого алфавита связывалось с определ. религией: квадратный шрифт распространялся вместе с иудаизмом (ныне употребляется для бытовых языков евреев, в Израиле для языка иврит), араб. П.— с исламом, употреблялось для языков всех мусульм. народов независимо от происхождения (ныне — для арабского, персидского, пушту, урлу и др.). Разл. виды арамейской скорописи также распространялись с разл. христ. сектами (напр., иесториан-ское, яковитское П.), а также с манихейством. Письменность с арамейскими гете-рограммамп распространялась гл. обр. с зороастризмом. Для священных книг зороастризма был позже на той же основе изобретен усовершенствованный алфавит с гласными буквами (авестский; принцип обозначения гласных был здесь, видимо, воспринят из греческого). На основе согдийского и несторианского П. создались разные виды П. тюрков Центр. Азии (важнейшие — уйгурское и тюркское «руническое»). Позже уйгур. П. было приспособлено для монгольского и маньчжурских языков (с огласовкой частично по тибетско-инд. типу и с вертикальным направлением П. по кит. образцу). Распространение христианства потребовало создания письменности на местных языках Закавказья; для этих языков с их сложными фонологич. системами были созданы ок. 400 н. э. особые алфавиты — армянский, грузинский и албанский (агванский) путем использования стилизованных арамейских начертаний и греческих орфографич. и фило-логич. принципов/ Западные алфавиты. Исходным для развития всех зап. алфавитов является греческое письмо; оно возникло, видимо, в 8 в. до н. э. (памятники известны с кон. 8—7 вв.). «Архаическое» греч. П. по форме букв почти полностью совпадает с финикийским; лишь позднее были введены дополнит, буквы , н>, h, Б> U Рис. 3. Диакритические знаки и лигатурные буквы, применяемые в системах письма, построенных на латинской основе. и др.) — развились на основе кириллицы. Рус. П. из 33 букв (называется гражданским шрифтом, в отличие от церковного — собственно кириллицы, сохраненной для религ. лит-ры при реформе, проведенной Петром Г) является упрощением кириллицы с приближением форм букв к образцам антиквы. Помимо собственно алфавитных знаков, оно содержит слоговые знаки е, ё, я, ю, употребляемые также для передачи палатализации согласного, предшествующего э, о, а, у; палатализация в других случаях передается «ь>. Оно пережило ряд алфавитно-орфографич. реформ (1708—10, 1735, 1758, 1918), в результате к-рых были исключены все буквы, не нужные для передачи фонем совр. рус. речи; буква была оставлена как факультативная. В СССР созданы новые алфавиты для народов, не имевших ранее П. или имевших П., построенное на основе, признанной малопригодной для нар. языка (напр., арабской). Первоначально эти алфавиты строились на лат. основе, но с сер. 30-х гг. были переведены на рус. основу с добавлением ряда дополнительных и диакритизированных букв (рис. 4). Изучением П. занимается грамматология, а также эпиграфика и палеография. О Васильев В, П., Анализ кит. иероглифов, 12 изд.], ч. 1—2. СПБ, 1884— 1898; Энциклопедия слав, филологии, под ред. И. В. Ягича, в. 3 — Графика у славян, СПБ, 1911; Языки и письменность народов Севера, ч. 3, М.—Л., 1934; Д о 6 и а ш-Рождественская О. А.. История письма в ср. века, 2 изд.. М. —Л.. 1936; Описание выставки «Письменность древнего мира и раннего средневековья». Путеводитель, М.-Л.. 1936 (АН СССР, Институт книги, документа, письма); Д ьяконов И.М., К возникновению письма в Двуречье, в кн.: Гос. Эрмитаж. Труды Отдела Востока, т. 3, Л., 1940; Юшманов Н. В.. Ключ к лат. письменностям земного шара, М. —Л., 1941; Шампольон Ж. Ф.. О егип. иероглифнч. алфавите, пер. с франц., [М.], 1950; Фридрих И.. Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М.. 1961; его же, История письма, пер. с нем.. М.. 1979; Дирингер Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963; В а й м а н А. А., К расшифровке протошумер. письменности, в кн.: Переднеаэиатский сборник, т. 2. М., 1966; Перихаиян А. Г., К вопросу о происхождении арм. письменности, там же; Гельб И. Е.. Опыт изучения письма. (Основы грамматологии), пер. с англ., М., 1982; Ojha Gaurishankar Н i-rach and. The palaeography of India, 2 ed., Ajmer, 191!?; Meissner В., Die Keil-schrift, 2 Aufl.. В.— Lpz., 1922; E r m a n A., Die Hieroglyphen, 2 Neudruck, В.— Lpz., 1923; Karlgren В., Grammata serica. Script and phonetics in Chinese and Sino-Japnnese, Stockh., 1940; Dun and M., Byblia grammata. Documents et recherches sur le developpement de l'ecriture en Pheni-cie. Beyrouth, 1945; Fevriet J. G., Histoire de l'ecriture, 2 ed.. P.. 1959;.С h a d-vick J.. The decipherment of Linear B, Camb.. 1959; Laroche E.. Les hierogly-phes hittites, P.. 1960; Jensen H., Die Schrift in Vergangenheit und Gegenwart, 3 Aufl., В , 1969. И. М. Дьяконов.

Лингвистический энциклопедический словарь.