К статье ПАПСТВО
Откладывание реформ. Соборный кризис до основания потряс Католическую церковь и папство и оказался препятствием на пути реформ, которые возобновились лишь после протестантской Реформации. Все папы, начиная с Мартина V и кончая Львом X (папой эпохи начала протестантской Реформации), признавали необходимость реформы. Однако реформа должна была начинаться с самой папской Курии, где процветали такие пороки, как одновременное замещение нескольких церковных должностей, непотизм и симония. К несчастью, коллегия кардиналов состояла преимущественно из отпрысков аристократических семейств, которые желали вести княжескую жизнь, и стоило какому-нибудь папе серьезно задуматься о реформе, как он немедленно оказывался под угрозой низложения.
Административная анархия. Основная слабость папства эпохи Возрождения выразилась прежде всего в нарастании административной анархии, сделавшей реформу практически невозможной. Большинство назначений на церковные должности распоряжался Рим, и епископы не были хозяевами в своих епархиях. Папы были охвачены страхом перед соборным движением, проявляли большой интерес к ренессансной светской учености и принимали деятельное участие в итальянских войнах, а тем временем церковные общины чувствовали себя все более независимыми от какой-либо власти. Даже само правящее ядро церкви страдало от административной неупорядоченности, и папы были неспособны осуществлять эффективный контроль за деятельностью чиновников Курии. Многие покупали у церкви высокие должности, считая это хорошим помещением капитала, и в результате процветала коррупция.
Обмирщение пап. Начиная с Николая V (1447-1455) папы сделали Рим интеллектуальной и художественной столицей Европы. Папа Николай построил папскую библиотеку, собирал рукописи и организовал перевод греческих сочинений на латынь. Последующие папы продолжали поощрение гуманистов и приглашали в Рим таких художников, как Браманте, Рафаэль и Микеланджело.
Прагматическая санкция. В 15 в. папство практически полностью уступило свой контроль над церковью во Франции и Испании монархам этих могущественных национальных государств. В 1439 французский король Карл VII собрал высшее духовенство Франции в Бурже, где была принята Прагматическая санкция. Этот документ отменял уплату папских налогов, отрицал право апелляций к Риму, а также заменял право папы контролировать выборы на церковные должности соответствующим правом короля. В 1516 Франциск I и папа Лев X заключили Болонский конкордат, которым отменялась Прагматическая санкция, но который сохранял королевский контроль над церковью во Франции. Король сохранял за собой право номинации, а папа - право утверждения архиепископов, епископов и аббатов. Фердинанд и Изабелла аналогичным образом расширили свой контроль над церковью в Испании, получив право раздавать церковные бенефиции, осуществляя полный контроль над церковью в Новом Свете и Гранаде, запретив публикацию папских булл без королевской санкции и отрицая право обжалования приговоров испанской инквизиции в Риме.