К статье ПАПСТВО
В 1 в. н.э. Рим был одним из важнейших центров христианства, и уже в древности складывается предание, согласно которому здесь подвизались Петр и Павел. Хотя католическая традиция рассматривает Петра как первого папу, в папских документах имена Петра и Павла часто связывались воедино. В конце 1 в. Климент Римский направил увещательное послание к коринфским христианам. Обычно это послание считают первым послеапостольским папским документом, хотя в действительности мы не знаем доподлинно, как была устроена Римская церковь в эпоху Климента.
Самое раннее свидетельство признания авторитета Римской епископской кафедры относится к правлению папы Виктора I (189-199). В Риме Пасху праздновали в воскресенье после 14 нисана по еврейскому календарю, между тем как в Малой Азии Пасха праздновалась 14 нисана (независимо от того, на какой день недели оно приходилось). Когда папа Аникита обратился к восточным церквам с требованием принять римский обычай, Поликарп Смирнский отправился в Рим, чтобы изложить доводы в пользу восточной традиции. Он убедил Аникиту отозвать свое требование, и спор остался неразрешенным. Когда же папой стал Виктор, он предложил епископам собрать поместные соборы на Востоке и на Западе, чтобы там они изложили свою точку зрения. После чего он возобновил первоначальное требование папы Аникиты и отлучил от церкви восточных епископов, которые ослушались его приказа. Впоследствии Поликарп Смирнский снял проклятие, и на условиях, о которых мы ничего не знаем, малоазийские церкви мирно приняли римский обычай.
Аврелиан, римский император с 270 по 275, решил передать Антиохийскую церковь партии антиохийских христиан, поддерживаемой италийскими епископами, в частности - епископом Римским. Таким образом, в течение трех первых веков христианства, когда церковь была вне закона и периодически подвергалась гонениям, христианские общины обращались в Рим, однако лишь изредка, в особенно трудных и важных случаях.
Организация церковной иерархии. В эпоху гонений невозможно было создать устойчивую структуру церкви. Однако гонения завершились с обнародованием Миланского эдикта (313), провозглашавшего терпимость в отношении христиан, и ряда эдиктов конца 4 в., запрещавших языческие культы и провозгласивших христианство религией Римской империи. На протяжении 4 в. структура церковной иерархии приобрела свой законченный вид.
Естественно, что в главных своих чертах административное устройство древней церкви воспроизводило территориально-административные структуры римской государственной власти, оформившиеся в правление императора Диоклетиана и его преемников. Административной единицей в Римской империи были муниципии, объединявшиеся в провинции, которые, в свою очередь, входили в 12 областей, или диоцезов, 7 из которых находились под управлением восточного императора, а 5 - под управлением западного. Грубо говоря, каждому муниципию соответствовала своя епископская кафедра. Епископства объединялись в провинции, а епископ главного города провинции становился митрополитом или архиепископом, остальные же епископы подчинялись его юрисдикции. Особенно большим авторитетом с 4 в. пользовались епископы самых крупных городов - Рима, Константинополя, Антиохии, Александрии, Иерусалима и Карфагена, главным из которых считался Рим.
Константинополь стал второй по значению епископией, поскольку начиная с 4 в. он был столицей Восточной Римской империи. Третий канон Константинопольского собора (381) провозглашал, что "епископ Константинопольский по преимуществам чести будет следующим после епископа Римского, поскольку Константинополь есть Новый Рим". Так что Константинопольская епархия развивалась и процветала прежде всего вследствие роста политического влияния самой столицы. Видя в Константинополе потенциального соперника, папы отвергли это соборное постановление. Семьдесят лет спустя восточные епископы дали Константинополю, до тех пор подчинявшемуся Гераклейской епископской кафедре, статус и права митрополии над Понтом, Малой Азией и Фракией. В каноне Халкидонского собора, подтверждающем дарованные Константинополю права, говорилось, что отцы собора предоставили привилегии епископской кафедре Старого Рима, потому что он был столицей империи, и что поэтому они были бы вправе, если сочтут это необходимым, предоставить такие же привилегии Новому Риму. Папа Лев I оспорил этот канон, заявив, что прерогативы Рима восходят непосредственно к апостолу Петру, а не обусловлены политическим положением Рима или решениями соборов.
Положение папства в древней церкви. На протяжении четвертого столетия римский Понтифекс часто выступал в качестве авторитетного судьи по вопросам веры и церковной дисциплины. Так, Сильвестр I подтвердил решения I Никейского собора (325), направленные против арианства. Его преемник, Юлий I, руководил через своих легатов Сардикийским собором (343-344), где он выступил в защиту Афанасия Великого, осужденного восточными епископами и обратившегося к епископу Римскому, чтобы тот рассмотрел его дело. Этот собор прямо постановил, что "Рим есть престол Петра, к которому должны обращаться все епископы любых провинций".
Временами папы уступали в престиже таким великим епископам, как Амвросий Медиоланский или Августин Гиппонский. Однако авторитет папства никогда не подвергался сомнению, поскольку он связывался более с самой кафедрой, чем с личностью конкретного папы. Даже такие папы, как, например, Дамас, который с трудом контролировал свою собственную епископию, мог настаивать на примате папской власти, говоря: "Святая Римская церковь превознесена надо всеми другими не постановлениями соборов, но словами Господа нашего, рекшего: „ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою"".
В 4 в. восточные епископы апеллировали к Риму лишь в исключительных случаях. Однако западные епископы взяли за правило обращаться за решением обычных проблем, касающихся послушания, клира, церковных наказаний и браков, к римскому Понтифексу. Ответы папы на такого рода вопросы получили название декреталий - официальных посланий, первое из которых было отправлено папой Сирицием в 385 в ответ на вопросы епископа Гимерия Таррагонского.
В 5 в. папство еще более укрепило свое влияние. Папы настаивали на том, что не только епископы, но и все вообще христиане имеют право апеллировать к епископу Римскому. Учреждение института папских легатов также относится к 5 в. Папы делегировали легатам свою власть на постоянной или временной основе, делая их своими представителями (нередко - в странах и областях, удаленных от Рима).
Несколько случаев применения папской власти в 5 в. оказались особенно важными для укрепления и развития папства. В начале этого века папа Иннокентий I издал постановление о том, что обычаям, принятым в Римской церкви, повсеместно должно отдаваться предпочтение перед любыми местными обычаями. Помимо этого, Иннокентий осудил пелагианскую ересь, сославшись на слова Августина, ставшие крылатыми: "Дискуссия закончена!" В 404 Иоанн Златоуст, епископ Константинопольский, несправедливо низложенный императором, обратился за поддержкой к папе. Папа Иннокентий отлучил от церкви противников Иоанна и принудил их подчиниться.
Однако из всех пап древней церкви, пожалуй, наиболее ясно осознавал свои права и наиболее эффективно использовал свое влияние как на восточных и западных епископов, так и на светских владык папа Лев I (440-461). Во всех западных провинциях он установил строгую дисциплину и искоренял ереси с твердостью власть имущего. Свидетельством все возрастающей светской власти папы явилась его поездка в 452 в Мантую, где ему удалось убедить предводителя гуннов Аттилу отказаться от вторжения в центральную Италию, исполнив задачу, бывшую явно не по силам римским войскам или перепуганному императору. Три года спустя Лев Великий встретил короля вандалов Гейзериха за стенами Рима и взял с него обещание пощадить население города.
Однако важнейшей победой папы Льва I было то, что он добился от восточных епископов официального признания авторитета папы Римского в решении вопросов вероучения. Во время монофизитских споров Лев Великий направил Константинопольскому патриарху Флавиану Томос - догматическое послание, содержавшее изложение ортодоксальной доктрины. Когда Эфесский собор восточных епископов отказался принять Томос, папа Лев осудил непокорных епископов и в 451 созвал Вселенский собор в Халкидоне. Через своих легатов папа потребовал, чтобы собравшиеся в Халкидоне епископы приняли "изложение веры, содержащееся в нашем догматическом послании". Постановив, что "устами Льва говорил Петр", восточные епископы приняли вероопределение Льва Великого. Такая идентификация папы с князем апостолов свидетельствовала о несомненном признании Восточной церковью главенства пап.