К статье КОРЕЯ
Традиционно в корейском обществе выделялись четыре основных социальных страты. Янбаны (дворяне), формировавшие правящую прослойку, занимали все ключевые посты в государстве. "Средний класс" - чунины, которых можно причислить к второстепенной аристократии: они имели наследственные права на высокие канцелярские и административные должности в центральном управленческом аппарате и права на ведущие должности - на местах. Следующий пласт образовывали санмины - "простолюдины", составлявшие основную массу населения: крестьяне, рыбаки, ремесленники, торговцы, чиновники низкого ранга и другие мелкие служащие. На последней ступени социальной лестницы находились чхонмины (сословие "подлого люда"), или зависимая часть жителей: принадлежавшие государству и феодалам рабы, кисэны (профессиональные актрисы), мясники, плетенщики. Все юридические основы для такого деления были ликвидированы в 1894, но оно еще не долго продолжало бытовать. В период японского колониального господства традиционная социальная структура корейского общества фактически перестала существовать.
Республика Корея. Нынешняя элита почти в каждой сфере южнокорейской жизни складывалась преимущественно из потомков янбанов (дворян). Супругов подбирают обычно из той же социальной группы, и мужчина низкого происхождения, добившийся высокого служебного положения или богатства, стремится породниться через детей с более знатными по происхождению семьями.
Связи рода и сложившиеся в школе контакты высоко ценятся в корейском обществе. Каждый представитель элиты, безотносительно к тому, где ему довелось родиться, связан с определенным кланом, который издавна ассоциирует себя с тем или иным географическим районом (так называемая система пон). Так, характерным было предубежденное отношение к жителям северных провинций (особенно провинции Пхёнан) и дискриминационная политика в отношении населения провинций Чолла-Намдон (Чолла-Пукто).
Поскольку сравнительно немного корейцев получало в прошлом высшее образование, контакты на протяжении долгих лет поддерживают не только выпускники колледжей, но и одноклассники по средней и даже начальной школе. Встречи, контакты, взаимопомощь по школьной, клановой и родственным линиям являются важным элементом социальной жизни страны.
Офицерский корпус также издавна ценит традиционные связи, которые поддерживаются выпускниками военных учебных заведений, офицеры рассматривают их как основу прочности войсковых подразделений.
По конституции 1948, в Южной Корее женщинам были предоставлены полные и равные с мужчинами права. Начиная с 1960-х годов, наряду с традиционной огромной ролью женщины в сельском хозяйстве, увеличилась доля женщин в общественно-полезном труде, в промышленности, возросло число женщин, получивших высшее образование. Все это способствовало росту их социального самосознания. В 1980-х годах в Южной Корее были созданы правительственные организации, решающие вопросы, связанные с положением женщин. Однако на бытовом уровне до сих пор сильны традиционные конфуцианские представления о приниженном положении женщин в семье и обществе. Жена может добиться развода, но ей редко удается снова вступить в брак. Как правило, кореянки находят себе низкооплачиваемую работу в качестве официанток, горничных, мелких служащих. В промышленности, где широко используется труд женщин, они по сравнению с мужчинами имеют более продолжительный рабочий день при меньшей зарплате. Немало женщин участвуют в создании собственного малого бизнеса, например пошивочных мастерских, чайных комнат, баров или салонов красоты.
В настоящее время в младших классах южнокорейской школы наблюдается дисбаланс мальчиков и девочек. В условиях традиционного семейного предпочтения сыновей, а также в связи с появлением методов определения пола ребенка еще в утробе матери получила распространение практика целенаправленных абортов (если ожидалось рождение девочки).