Значение КОРЕЯ: ИСТОРИЯ - Г. ДИНАСТИЯ ЛИ в Словаре Кольера

Что такое КОРЕЯ: ИСТОРИЯ - Г. ДИНАСТИЯ ЛИ

(1392-1910)

К статье КОРЕЯ: ИСТОРИЯ

При Ли буддизм был отвергнут в качестве официальной религии, и на смену ему пришло неоконфуцианство. Но в следовании конфуцианскому учению проявлялись догматичность и нетерпимость, велись бесконечные дискуссии по явно второстепенным, формальным вопросам, например о продолжительности похоронных обрядов. Конфуцианские взгляды на семейную мораль были восприняты в Корее столь правоверным образом, что замужество вдов было запрещено. Служба надзора, которая помогала китайскому императору бороться с преступными действиями чиновничества, в Корее стала подлинным несчастьем для честных администраторов. Конфуцианское требование гражданского контроля за военными вызвало назначение на высокие армейские должности мало подготовленных гражданских лиц. Система экзаменов на занятие бюрократических должностей была перенесена из Китая без сохранения ее эгалитарных черт, и по-прежнему к экзаменам допускались лишь члены знатных семей янбанов.

Самым впечатляющим периодом для государства Ли было первое столетие его существования. Определились его отношения с империей Мин, зависимость от которой была признана добровольно. Новой столицей стал Хансон (ныне Сеул). Страна, наконец, обрела спокойствие, и корейцы смогли заняться мирными делами. Был составлен унифицированный судебный кодекс Кенгук тэджон. В 15 в. появились другие официальные канонические труды, например история династии Корё (Корё са), обширная географо-историческая энциклопедия Тонгук ёджи сынным и энциклопедия национальной музыки Акхак квебом.

Некоторые из этих изданий, особенно конфуцианские тексты для высшей конфуцианской академии (Сонгюнгван) и летописи каждого королевского правления (Силлок), печатались с применением подвижных металлических литер. Первый достоверный факт их использования относится к 1403, т.е. за 50 до изобретения Гутенберга. Еще бльшим достижением стало создание национального алфавита, составленного в 1446 под руководством короля Седжона. Распространение хангыля придало импульс развитию корейской художественной литературы. Главные ее успехи при династии Ли выразились в становлении поэтического жанра сиджо.

Однако в учебных заведениях и сфере официального делопроизводства предпочтение отдавалось китайскому иероглифическому письму, о чем свидетельствует явное большинство дошедших до наших дней публикаций. Помимо тех, что увидели свет при покровительстве властей, важную часть творческого наследия образуют посмертные издания произведений отдельных авторов. Примерами служат ценные философские сочинения двух крупнейших в 16 в. толкователей неоконфуцианства - Ли Хвана (псевдоним Тхвеге) и Ли И (Юльгок).

Едва прошло 100 лет, как проявилась та болезнь, которая в итоге погубила династию, - внутренние раздоры в среде господствующего класса. За 1488-1545 образованный слой подвергся четырем чисткам (сахва), когда соперничающие стороны боролись за право управлять страной. С появлением "восточной партии" и "западной партии" примерно в 1575 началось время частых междоусобных партийных столкновений (танджэн), и политические соперники погрязали в постоянных интригах.

Жестокие и упорные фракционные схватки сделали невозможным организованное и эффективное управление страной. Многие талантливые люди погибли, подобно Чо Гванджо в 1519, другие предпочли отстраниться от государственных дел. Раздоры поглощали и энергию чосонской элиты янбанов, что лишало их возможности решать сложные проблемы управления государством.

В течение двух столетий Чосон имел мирные отношения с соседями. На севере случались отдельные вторжений чжурчжэней, но они легко отражались. В середине 14 в. страна утвердила свое право на границу по рекам Амноккан и Туманган. Временами на южные берега совершали набеги японские пираты, но угроза была отведена дозволением купцам-японцам вести ограниченную торговлю через некоторые корейские порты и основать там фактории.

Неожиданно в 1592 новый правитель Японии Хидэёси осуществил масштабное вторжение в Корею, надеясь закрепиться на континенте. Лучше оснащенная японская армия быстро сломила сопротивление корейских войск и менее чем в три недели дошла до Сеула. Далее она двинулась на Пхеньян, где перегруппировала силы. За этот срок чосонский монарх успел запросить поддержку у китайского императора династии Мин и поднял население на сопротивление захватчикам. Корейский флотоводец Ли Сунсин на своем знаменитом "корабле-черепахе", первом в мире броненосце, разбил японцев на море.

Вскоре прибыла минская армия, и японские вооруженные отряды были постепенно оттеснены на крайний юг. Настало затишье в боевых действиях, прерванное вторым наступлением японцев в 1597. На этот раз его войска не сумели достичь Сеула, и, как и в недавнем прошлом, их линии снабжения были перерезаны адмиралом Ли Сунсином.

Неудачная политика династии Ли была отягощена бедствиями, которые принесла корейско-японская война. Ее последствия были затем усугублены двумя нападениями маньчжуров в 1627 и 1636, что вынудило правителей династии Ли отказаться от своих связей с империей Мин и искать покровительства у маньчжурской династии Цин (1644-1911).

После окончания войны с Японией внутридворцовые распри стали еще более ожесточенными, перевороты и контрперевороты сменяли друг друга на протяжении столетия. Наконец, одна из придворных партий -"партия стариков" одержала нелегкую победу над своими соперниками, "партией молодых", и захватила высшие посты.

Междоусобицы вызвали к жизни частные учебные заведения совоны, где детей янбанов готовили к экзаменам для поступления на государственную службу. При этом учащиеся того или иного совона сплачивались в интересах определенных дворцовых группировок, что в итоге лишь усиливало накал внутренних конфликтов.

В 18 в., во время долгого правления королей Ёнджо и Чонджо, удалось смягчить межфракционные раздоры, и прогрессивная прослойка элиты взялась за переустройство корейского общества и изживание его недугов. Это движение получило название Сирхак, или "Сторонники реальных наук". Составленный его лидерами список рекомендованных действий позволяет судить о бедствиях страны в те дни. Такие мыслители, как Пак Чега и Пак Чивон, предлагали а) запретить институт полицейского надзора, б) требовать от кандидатов на официальные должности знания истории и государственного устройства Кореи, в) предоставить право держать экзамены на должность выходцам из всех слоев общества, г) эксплуатировать природные богатства страны таким образом, чтобы способствовать развитию промышленности и внешней торговли. Чон Дасан выдвинул даже идею "деревенских коммун" с целью решения аграрных проблем.

Период правления Ёнджо и Чонджо ознаменовался общим подъемом культуры. Новая придворная библиотека (Кюджангак) способствовала созданию такого труда, как Тэджон тхонпхён (Полный свод законов). Были составлены антологии китайской и корейской поэзии. Возродился интерес к пренебрегавшемуся алфавиту хангыль, приобрели широкую популярность многие народные произведения прозаического жанра, например Чхунхян чхон (Сказание о девушке Чхунхян), романы, например Куун мон (Облачный сон девяти) Ким Манджуна. В это время творили знаменитые художники, прежде всего Ким Хондо. Среди превосходных керамических изделий корейских мастеров особенно выделялся своими достоинствами декоративный белый фарфор. Годы возрождения сменились наиболее мрачным столетием в истории Кореи.

Первая половина 19 в. характеризуется засухами, голодом и растущим крестьянским недовольством, эпизодически выливавшимся в бунты. Затраты на их подавление довели государство до банкротства. Средств не хватало даже для того, чтобы выплачивать содержание чиновникам. Соперничество европейских держав охватывает обширный регион Азии, и Корея становится привлекательным стратегическим объектом.

Сеул враждебно относился к планам налаживания каких-либо торговых связей с Западом. Католицизм был запрещен как подрывная идеология. Корейцы утверждали, что они вполне могут обходиться без европейских товаров и настаивали на том, что Чосон признает покровительство Китая и поэтому его внешние сношения относятся к ведению Пекина. Такой позиции постоянно придерживался регент Тэвонгун, который принял на себя управление государством в 1864. В течение 10 лет он руководил Кореей от имени своего сына короля Коджона, причем его внутренняя политика была просвещенной, а внешняя - изоляционистской.

Осознав, что административная система в стране нуждается в радикальном улучшении, Тэвонгун осуществил серию реформ. Ликвидации подверглись большинство совонов, поскольку было сочтено необходимым, чтобы государственные должности занимались независимо от политических пристрастий чиновников. Тэвонгун впервые ввел прямое налогообложение янбаней и укрепил вооруженные силы.

Однако регент отличался стойкой ксенофобией. Отсюда гонения на попавших под подозрение католиков. Нападение немногочисленного десанта из Франции, посланного, чтобы отомстить за французских монахов, принявших смерть во время "гонений 1866", было легко отражено, подтвердив точку зрения Тэвонгуна, что Корея не боится западных " варваров ". В 1871 подобная участь постигла и американский военный отряд, отправленный к корейским берегам, чтобы осуществить возмездие за уничтожение корабля " Генерал Шерман ".

В 1873 Тэвонгуна вынудили отказаться от выполнения регентских обязанностей, и фактическая власть перешла к королеве Мин и ее родственникам. Последовал отказ от многих провозглашенных ранее реформ, но новая программа действий не была разработана. Вместе с тем в 1876 был заключен первый договор с Японией, а в 1882 подписано торговое соглашение с Соединенными Штатами. Затем последовали договоры с ведущими европейскими державами. В следующую четверть века Корея становится пассивным и одновременно главным объектом захватнических устремлений трех держав: Китая, Японии и России.

С 1882 по 1894 в этом соперничестве первенствовал Китай, войска которого после мятежа в корейской армии в 1882 заняли Сеул. Молодые корейцы-реформаторы во главе с Ким Оккюном, которые были знакомы с западными ценностями и поощрялись японцами, попытались совершить государственный переворот и тем самым побудили Пекин предоставить чрезвычайные полномочия своему военачальнику в Корее - Юань Ши-каю.

Япония получила предлог для интервенции в Корею в 1894 благодаря восстанию Тонхак. Религиозная секта Тонхак ( " Восточное учение ") еще в 1860-х годах начала бороться с чуждым " западным учением " католицизма. Опорой секты были угнетенные социальные слои, и поэтому власти сочли ее подрывной организацией и казнили ее основателя Чхве Джеу. В конце столетия это движение стало катализатором мощного взрыва народного недовольства в южных провинциях.

Когда в ответ на призыв Сеула о помощи в Корею были направлены китайские войска, Япония реагировала на эту акцию очень агрессивно, осуществив ряд преднамеренных провокаций. Развязав войну с Китаем, Япония одержала быструю победу. Согласно Симоносекскому договору 1895, обе державы признали независимость Кореи, и в японских руках оказалось преимущественное право управления страной.

Во время войны Япония выступила с требованием реформ, вызвавших враждебность значительной части корейцев. В их числе были королева Мин и ее сторонники. Убийство королевы Мин, организованное японцами, вызвало болезненный отклик, и заставило короля Коджона опасаться за свою жизнь. Вскоре король сумел укрыться в здании посольства России (1896). Пока длилось соперничество двух держав, сеульский двор бездействовал. В то же время проамерикански настроенные корейцы, получившие образование в открытых американскими миссионерами школах, основали Клуб независимости и усилили антирусскую агитацию. В 189 8 клуб был объявлен вне закона, а его лидеры, включая Ли Сынмана, оказались в тюрьме.

Соперничество между Россией и Японией достигло своей кульминации в войне 1904-1905, в которой Япония победила и получила возможность установить протекторат над Кореей (1905). В 1906 в страну прибыл принц Ито Хиробуми, назначенный на пост наместника. В следующем году корейская армия была распущена, а 22 августа 1910 Корея была официально включена в состав Японской империи.

Кольер. Словарь Кольера.