Значение КИТАЙ: УПАДОК ИМПЕРАТОРСКОГО КИТАЯ в Словаре Кольера

Что такое КИТАЙ: УПАДОК ИМПЕРАТОРСКОГО КИТАЯ

К статье КИТАЙ

На фоне столь значительных достижений бедствия, выпавшие на долю династии в 19 и начале 20 вв., выглядели особенно драматично. Последние годы существования цинской династии заслуживают отдельного рассмотрения. Плохое управление внутри страны и неспокойная обстановка в сельских районах, усугубляемые беспрецедентным ростом народонаселения, привели к грандиозному восстанию, которое в середине 19 в. приобрело характер революции. Во внешнеполитической сфере европейские державы, подталкиваемые ускоренными темпами экономического роста периода индустриальной революции в Европе, впервые сделали попытку силой заставить Китай открыть двери для европейских товаров и нового образа мышления. Это сочетание нажима изнутри и извне принесло много невзгод и лишений как китайскому народу, так и его правительству, но одновременно дало толчок формированию движений за социальные и политические перемены.

Восстание и интервенция. В конце 18 в. проявились традиционные симптомы упадка династической власти. Коррупция в правительстве, пользовавшаяся поддержкой небезызвестного Хэшэня (ум. 1799), достигла невероятного размаха; неспокойная обстановка в обществе находила выход в восстаниях, в частности, в восстании "Белого лотоса" (1796-1804). Регулярные императорские войска, т.н. "восемь знамен" и "армия зеленого штандарта", к тому времени полностью разложились, и вся тяжесть защиты династии легла на плечи спешно сформированных армий типа "сянъюн" (букв. "местных храбрецов"), которые во второй половине 19 в. преобразовались в армию "юнъин" (букв. "храбрых батальонов"), опору династии Цин. Начиная с 18 в. Китай страдал и от отсутствия дальновидного руководства. Императоры Цзяцин (1796-1820), Даогуан (1821-1850) и Сяньфэн (1850-1861) вряд ли были способны к руководству государством. Проницательная вдовствующая императрица Цыси (умерла в 1908), обладавшая железной волей, правила Китаем большую часть второй половины 19 в. и первое десятилетие 20 в. Однако ее представления о путях решениях стоявших перед страной проблем были весьма ограниченными, а искусное манипулирование фракциями чиновничества зачастую наносило ущерб интересам страны.

Ухудшилось и международное положение Китая. Сведения о характере деятельности европейцев в Индии, Малайе и на Филиппинах, как и вероломное поведение первых португальских и голландских купцов в прибрежных районах Китая, привели к постепенному росту в стране антиевропейских настроений, а некоторые аспекты деятельности и конфликты иезуитских, францисканских и доминиканских миссионеров в Китае вызывали лишь дополнительные подозрения. После 1724 в стране была запрещена пропаганда христианства, а после 1757 иностранная торговля могла осуществляться только через самый южный китайский порт - Кантон, где иностранцам было разрешено совершать торговые экспортно-импортные сделки во время краткого "торгового сезона" и только через "императорских купцов", а позднее - через кохонг (гунхан) - китайскую купеческую корпорацию, действовавшую по указаниям императорских чиновников. По окончании "торгового сезона" все иностранцы должны были проживать в Макао, находившемся под властью португальцев начиная с 16 в. Эта императорская монополия на китайскую торговлю с Западом вместе с имперскими положениями, ограничивавшими ассортимент разрешенных к продаже товаров, все больше раздражала представителей европейских коммерческих кругов, которые пришли к твердому решению уничтожить все барьеры на пути торговли с Китаем.

В первое время Китаю удавалось противодействовать усилиям Запада изменить систему монопольной торговли в Кантоне. Попытки англичан (наиболее заинтересованной торговой стороны) установить более упорядоченные торговые и дипломатические отношения с цинским правительством - имеются в виду, в частности, миссии, возглавлявшиеся лордом Джорджем Макартнеем (1793) и лордом Уильямом Питтом Амхерстом (1816), - окончились провалом. Однако к 1830 в результате суммарного влияния таких факторов, как оскорбительность кантонской системы торговли и изменение баланса торговли в пользу Англии (отчасти вследствие увеличения объема продажи индийского опиума Китаю), создалась кризисная ситуация, приведшая к Первой Опиумной войне (1839-1842). Непосредственной причиной войны стала осуществленная в нарушение императорских эдиктов, запрещающих ввоз опиума в Китай, торговля индийским опимом. Начало войны ускорил китайский особоуполномоченный Линь Цзэсюй своими решительными действиями по запрету торговли опиумом в Кантоне. Однако существовала и более основательная причина, которая заключалась в столкновении между китайским мировоззрением эгоцентризма, обосновывавшим изоляцию Китая от внешнего мира - мира "варваров", и западной системой международных отношений и свободной торговли. На начальном этапе военной конфронтации ощущалось превосходство западной техники, однако понадобилось еще долгих 20 лет очень упорных переговоров и, в конечном счете, еще одна война (Вторая Опиумная война, 1856-1860), прежде чем Китай согласился принять западную систему международных отношений.

По условиям целой серии договоров, заключенных с несколькими европейскими державами в период между 1842 и 1860 (Нанкинский договор 1842, Тяньцзиньский договор 1858 и Пекинские конвенции 1860), Китай постепенно стал участником "системы неравноправных договоров", принципиальными требованиями которых были: 1) открытие для иностранцев специально оговоренных портов, включая Кантон, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай, для проживания и торговли, а также полное отделение Гонконга; 2) учреждение специальных сеттльментов в этих портах, находящихся под управлением иностранной администрации; 3) экстерриториальность, или распространение действия законов страны - участника договора на ее граждан, находящихся в Китае; 4) открытие в Китае иностранных дипломатических представительств; свобода плавания иностранных судов в китайских территориальных водах; участие в регулировании китайских таможенных тарифов со стороны иностранных партнеров; деятельность внешнеторговых таможенных учреждений под руководством таможенных управлений с иностранным персоналом, находящимся на китайской службе; 5) доступ миссионеров в глубинные районы Китая. Положение о "стране, пользующейся правом наибольшего благоприятствования", содержавшееся практически во всех договорах, заключенных после 1843, означало распространение прав и полномочий, предоставленных стране, подписавшей договор, на другие страны.

Тайпинское восстание. Китайская реакция на усиливающееся давление со стороны Запада, конечно, в значительной степени определялась ситуацией внутри страны, которая в середине 18 в. была крайне неустойчивой. В период между 1840 и 1860 революционные восстания вспыхивали во всех 18 провинциях. Четыре восстания создали серьезнейшую угрозу существованию династии. Два выступления были организованы мусульманским населением юго-запада (1855-1873) и северо-запада страны (1862-1878). Еще два получили названия Тайпинское восстание (1850-1864) и Няньцзюаньское восстание (1853-1868). Тайпинское восстание было самым мощным и организованным. На протяжении почти 15 лет отряды тайпинов действовали в 16 из 18 провинций страны.

Отправным пунктом Тайпинского восстания стала межклановая вражда в Южном Китае, усилившаяся под влиянием бурного роста народонаселения и раздуваемая недовольством этнически обособленных сообществ хакка. Однако особый характер этого движения определялся присущей ему уникальной идеологией, представлявшей нечто среднее между псевдохристианской догматикой и традиционно китайскими идеями. Проповедником этой идеологии был самопровозглашенный младший брат Христа - Хун Сюцюань. Этот Хун, ученый-неудачник, несколько раз проваливавший экзамены на занятие должности в системе гражданской администрации, почерпнул свое религиозное вдохновение от миссионеров в Кантоне и из памфлетов Лян Афа - первого обращенного в протестантскую религию китайца.

Религиозная пропаганда Хуна обещала, помимо избавления от маньчжурских "демонов", вознаграждение в раю. Кроме того, идеология тайпинов подчеркивала равенство людей (включая женщин) перед Богом и обещала помощь калекам, одиноким вдовцам, вдовам и сиротам. Восставшие клялись ликвидировать торговлю опиумом, азартные игры, женское рабство, проституцию и бинтование ног. Земельная программа тайпинов ставила своей целью дать "землю всем, чтобы ее обрабатывать, пищу всем, чтобы есть, одежду всем, чтобы носить, и деньги всем, чтобы их тратить". Эта революционная программа, по существу, никогда не была проведена в жизнь. Одним из препятствий на пути ее практического претворения было то, что участники восстания большую часть своего времени проводили в боях, даже после основания столицы тайпинов в Нанкине в 1853. К тому же у них не хватало кадров администраторов, поскольку большинство грамотных чиновников связывали свои личные интересы с династией Цин. Для решения острой проблемы продовольственного снабжения тайпины были вынуждены использовать местную элиту, способную платить налоги, - помещиков и бывших мелких чиновников местных правительств. Кроме того, тайпины допустили ряд грубых стратегических ошибок. Кровавая чистка, осуществленная в 1856, лишила нанкинский режим лучших лидеров. Вместе в тем, несмотря на всю слабость движения, оно оставалось серьезной угрозой для династии. Новые императорские армии (юнъин), в особенности находившиеся под командованием Цзэн Гофаня и Ху Линьи, в боях на территориях провинций по среднему течению р.Янцзы остановили наступление тайпинов, но превосходство императорских войск над восставшими стало очевидным только в начале 1860-х годов благодаря военной поддержке Запада. Признание многими высокопоставленными чиновниками династии Цин в тайпинский период превосходства европейского вооружения и техники, по существу, послужило вдохновляющим фактором возникновения т.н. "движения самоусиления" - своеобразной попытки усилить военный и экономический потенциал Китая, предпринятой после 1860 патриотически настроенными должностными лицами, чтобы более эффективно противостоять как восстаниям внутри страны, так и внешней агрессии.

К сожалению, достигнув успеха в предотвращении новых крупномасштабных восстаний в последние десятилетия 19 в., династия оказалась не в состоянии начать важнейшие реформы. В столицу продолжали поступать сообщения о сотнях восстаний локального масштаба. Знаменитая "реставрация Тунчжи" 1860-х годов принесла успех в деле восстановления авторитета императорской власти и сохранения конфуцианского наследия. Однако те же преданные трону государственные деятели, что восстановили мир и порядок в обществе (основную роль в котором играли шэньши), были вынуждены идти на различные компромиссы в тех случаях, когда речь шла о постоянных нарушениях законности со стороны бюрократии и местной элиты.

Иностранное влияние и реформы. После заключения Пекинской конвенции 1860 отношения Китая с зарубежными странами улучшились. Присутствие иностранных посольств в столице и учреждение в 1861 министерства иностранных дел (Цзунли ямэнь) свидетельствовали о совместных усилиях Китая и Запада разрешать возникающие межгосударственные противоречия в рамках существующих договоров. Учреждение императорской таможенной инспекции символизировало совершенствование административной системы в духе т.н. политики взаимного сотрудничества. Созданное в 1854 в Шанхае, это совместное китайско-иностранное предприятие в 1860-е годы распространило сферу своей деятельности на другие открытые порты. Оно подчинялось централизованному управлению, возглавлявшемуся британским генерал-инспектором Робертом Хартом. Система существующих договоров обеспечила благоприятные условия для иностранного влияния в самых различных сферах. Публикации миссионерских общин и переводы на китайский язык западной литературы дали возможность китайскому обществу, по меньшей мере его наиболее просвещенным кругам, ознакомиться с новыми областями знаний. Китайцы, поддерживавшие тесные профессиональные связи с представителями Запада, - дипломаты, военные, служащие таможенных учреждений - неизбежно попадали под влияние западных идей и порядков.

Однако европейцы и американцы отнюдь не всегда производили на китайцев благоприятное впечатление. Привилегии, которыми пользовались иностранцы, оставались постоянно действующим фактором раздражения. Иностранные дипломаты часто надменно относились к китайцам, а вмешательство западных торговцев и миссионеров в китайские дела вело к усилению напряженности. В результате нередко вспыхивали мятежи, направленные против иностранцев. Наиболее серьезным столкновением явилась т.н. "тяньцзиньская резня" (1870). Между китайцами и миссионерами, обращавшими их в свою веру, возникали многочисленные случаи судебных тяжб.

В 1873 послы иностранных держав добились освобождения от обязанности совершать низкий поклон императору во время аудиенций. В 1874 японцы вторглись на территорию восточной части о-ва Формоза (Тайвань); соглашение об их эвакуации было достигнуто с помощью английских посредников, но Формоза была включена в число территорий, открытых для иностранной торговли. В 1875 т.н. инцидент с Маргари в Юньнани (убийство местными жителями англичанина Огастеса Маргари) привел к передаче Англии Верхней Бирмы, которую Китай считал своим протекторатом. В 1879 Япония аннексировала острова Рюкю - бывшее вассальное государство, выплачивавшее Китаю дань. В 1880 конфронтация между Китаем и Россией на р.Или привела к более четкой демаркации границы двух государств в ущерб Китаю. После китайско-французской войны 1884-1885 Китай был вынужден признать протекторат Франции над Вьетнамом, еще одним вассалом Китая. Кульминацией всех этих кризисных явлений явилось поражение Китая в китайско-японской войне 1894-1895. По Симоносекскому договору, завершившему войну, Китай был вынужден признать независимость Кореи и передать Японии провинцию Тайвань.

Реформаторские движения. Череда пережитых Китаем унизительных потерь высветила неадекватность программы "самоусиления". С помощью Запада и под руководством выдающихся лидеров, в частности ученого и государственного деятеля Ли Хунчжана, Китай построил арсеналы и корабельные верфи, пароходы и шахты, установил телеграфную связь, обзавелся текстильными фабриками, железными дорогами и даже собственным военно-морским флотом. Однако, не обладая необходимыми финансовыми ресурсами, сторонники идеи "самоусиления" становились все более уязвимой мишенью для консервативной оппозиции. Поражение Китая в китайско-японской войне 1894-1895 вместе с "борьбой за концессии", последовавшей после захвата Германией порта Циндао на берегу залива Цзяочжоувань на Шаньдунском полуострове в конце 1897, послужили мощным доводом в пользу сторонников более основательных реформ.

Конечно, в среде китайских ученых, находившихся на государственной службе, традиционно были распространены форматорские настроения. Однако их банкротство наглядно проявилось в эпоху Тунчжи. Из многочисленных реформаторских проектов ученого-шэньши Фэн Гуйфэня (ум. 1874) была проведена в жизнь лишь налоговая реформа в провинциях нижнего течения р.Янцзы. Реформаторское движение, возникшее в 1890-х годах, продолжало развиваться в рамках привычных традиций, присущих китайской интеллигенции. Однако новые концепции, "импортируемые" с Запада, как и новая обстановка в стране, делали возврат Китая к прошлому невозможным.

От реформ к революции. Еще в 1880-х годах отдельные китайские писатели, такие как Чэн Гуаньин и Ван Тао, начали выдвигать новые принципы экономического развития и реформы государственного устройства. К началу 1890-х годов проникновение в Китай прогрессивных идей получило удивительно широкий размах. Развитие коммуникаций (пароходного сообщения, телеграфных линий и прессы, издаваемой на китайском языке) позволило многим районам империи получать информацию о событиях, которые происходили во всех уголках планеты. Публикации на китайском языке, издаваемые миссионерскими общинами, книги, написанные побывавшими в Европе и США китайцами, еще до поражения Китая в войне с Японией в 1894-1895 расходились в стране большими тиражами. На гребне эмоциональной волны, вызванной унизительным поражением, в различных уголках империи стали возникать многочисленные "аналитические ассоциации", организованные реформистски настроенными интеллигентами-патриотами.

Кан Ювэй и "100 дней реформ". Пожалуй, самым авторитетным из этих реформистски настроенных патриотов был Кан Ювэй - ученый, получивший традиционное образование, но обладавший исключительным даром воображения. Свои идеи он черпал не только из конфуцианской и буддийской литературы, но и из западных теорий, известных ему по переводам. Кан выдвигал идею построения общества, в котором человек пользовался бы полной самостоятельностью и мог осуществлять контроль над властными структурами. Его широкомасштабные проекты политических реформ включали создание всенародно избираемого парламента, действующего в рамках конституционной монархии, стимулирование технического и экономического развития, создание системы образования, охватывающей все уровни общества, реформу системы судопроизводства и запрещение бинтования ног. В период между 1895 и 1898 Кан и его энергичные соратники, включая Лян Цичао, через различные журналы, ученые общества и новые школы активно пропагандировали идею осуществления реформы структуры управления и политического устройства страны. После того, как немцы оккупировали Цзяочжоу, Кан со своими соратниками смогли донести свои замыслы до молодого императора Гуансюя (1875-1908; фактический период правления - 1889-1898), и пока временно отошедшая от дел вдовствующая императрица Цыси наблюдала за происходящим, летом 1898 начался знаменитый период "100 дней реформ". Опираясь на Кана как своего главного советника, император издал около 200 эдиктов по самым различным вопросам просвещения, экономики, военного дела и политики. Но когда император начал строить планы реформ, затрагивавших структуру центрального управления, Цыси с помощью своего преданного приспешника Жун Лу организовала государственный переворот, вернув себе регентские права. Император, являвшийся племянником и приемным сыном вдовствующей императрицы, был отстранен от дел, а все его реформаторские эдикты по существу отменены. Кану и Ляну удалось бежать в Японию, но шесть других реформаторов были казнены.

Крах "100 дней реформ" убедил многих, что каких-либо изменений фундаментального характера можно достичь лишь путем революции. Некоторые китайцы уже пришли к подобному выводу. Среди китайских революционеров ранней волны наиболее известен получивший образование на Западе Сунь Ятсен, который остается символом революции 1911.

Боксерское (Ихэтуаньское) восстание. Революции в большей степени способствовала политика двора вдовствующей императрицы, нежели деятельность Сунь Ятсена. Вслед за государственным переворотом 1898 возникло резкое недовольство иностранным засильем, выразившееся в получившем мировую известность "боксерском восстании". В конце 1890-х годов тайное общество, носившее название "Кулак, поднятый во имя справедливости и согласия" (т.е. "боксеры") организовало обычное восстание под антидинастическими и антиимпериалистическими лозунгами. По своему глубинному содержанию оно выражало получившие широкое распространение антихристианские настроения и протест против агрессивных действий европейских держав (в частности, Германии). Ненависть к европейским интервентам продолжала сохраняться даже после того, как к 1899 опасная "борьба за концессии" прекратилась в связи с достигнутым балансом сил, вынудившим европейские державы согласиться на предложенную США политику "открытых дверей". Под покровительством ряда чиновников цинского двора, враждебно настроенных к иностранцам, боксеры перешли от антидинастических к продинастическим лозунгам, продолжив вакханалию убийств миссионеров и сотен обращенных в христианство китайцев. Вступив в июне 1900 в Пекин, они осадили все иностранные представительства. Дезориентированная приспешниками, утверждавшими, что иностранцы замышляют удалить ее с трона в пользу императора Гуансюя, Цыси объявила войну всем иностранным державам - участникам интервенции в Китай. Хотя более уравновешенные чиновники старались ограничить зону ведения военных действий и преследований христиан главным образом северными провинциями, избежать мести было невозможно. После того как экспедиционные войска союзников численностью около 20 000 человек вынудили боксеров снять осаду и разогнали остатки "боксерской" армии, Китай должен был понести жестокое наказание. Согласно Боксерскому протоколу 1901, он был обязан выплатить союзным державам контрибуцию в размере около 450 млн. таэлей - китайских унций серебра (1 кит. унция равна 11/3 англ. унции), что примерно в пять раз превышало годовой доход цинского правительства; наказать виновных цинских чиновников; временно отменить проведение государственных экзаменов на занятие должностей в сфере гражданского управления примерно в 45 городах (в порядке наказания представителей сословия шэньши); согласиться на расквартирование иностранных войск в Пекине.

Реформы после Боксерского восстания. Безрассудство цинской династии подорвало ее престиж, в то время как иностранные державы добились еще большего участия в китайских делах. В то же время катастрофа ускорила рождение второго реформаторского движения, на этот раз санкционированного самой вдовствующей императрицей. За период с 1901 по 1908 династия объявила о проведении целого ряда реформ в сфере образования, военного дела и административного управления, многие из которых напоминали реформы "100 дней" (1898). Сначала были основаны новые школы по подготовке к сдаче усовершенствованных экзаменов на замещение гражданских должностей, однако в 1905 сама экзаменационная система была полностью отменена. В столичной провинции происходили формирование и боевая подготовка новых армейских частей. Разрабатывался план создания национальной армии. В Пекине были образованы новые министерства и составлен проект нового кодекса законов. Началась работа по составлению бюджета. Самый непосредственный и всеобъемлющий эффект имели реформы в области образования и военного дела. Создание "новой армии" отражало растущий авторитет военных профессий. Все большее число офицеров и солдат теперь владели грамотой, а рост патриотических настроений и повышение окладов стимулировали поступление на армейскую службу. Революционное значение имела отмена экзаменов для поступления на гражданскую службу.

Распространение революционных настроений. По иронии судьбы, все меры, направленные на укрепление династии, ускорили ее падение, поскольку националистические идеи и стремление к модернизации, оформлению и росту которых способствовали реформы, наглядно высветили несоответствие цинского правительства требованиям современности. Учеба китайских студентов в Японии, организованная при поддержке правительства и ставшая возможной как для гражданских, так и для военных лиц, способствовала распространению среди китайской молодежи революционных идей политических эмигрантов и западных веяний. В 1903 в городах, расположенных вдоль р.Янцзы, образовались революционные антиманьчжурские кружки. Китайское студенчество в Токио сплотилось воедино, сформировав в 1905 "Революционную Объединенную Лигу", номинальным лидером которой стал Сунь Ятсен.

Тем временем вслед за русско-японской войной 1904-1905 стало набирать силу движение за реформу конституционного устройства: победа Японии свидетельствовала о превосходстве конституционной формы правления над абсолютизмом. Под давлением шэньши и студенческих обществ императорский двор в 1908 заявил о планах создания совещательных провинциальных комитетов, а через два года - Всекитайской консультативной ассамблеи. В 1917 планировалось ввести конституцию и парламентское правление.

К 1910, через два года после смерти Цыси и таинственной смерти императора Гуансюя, революционная активность достигла невиданного размаха. В условиях, когда императорский трон занимал совсем еще ребенок, Сюань-тун (Пу И, 1909-1911), а маньчжурские принцы боролись за власть друг с другом, восстания в Кантоне и других городах Китая посеяли новые сомнения в законности властных полномочий династии Цин. Даже некоторые консерваторы из числа шэньши пришли к выводу, что концепция "прав народа" более правомочна, чем "мандат неба". Тем временем шэньши организовали движение за ликвидацию концессий западных держав на железные дороги, которое достигло своей кульминации в середине 1911. Вскоре после этого началась революция. Ее инициаторами выступили радикалы (в том числе студенты, вернувшиеся из Японии), которые проникли в ряды новой армии и получили поддержку со стороны видных шэньши.

Республиканская революция. 10 октября 1911 в Учане провинции Хубэй офицеры и солдаты новой армииподняли восстание. Финансовая поддержка нового революционного режима в Хубэе была обеспечена лидерами провинциальной ассамблеи, которая к тому времени все более активно участвовала в правительственных делах. К декабрю революционные выступления аналогичного характера распространились в 14 провинциях, хотя боевые действия велись лишь в нескольких районах. 29 декабря 1911 Сунь Ятсен (незадолго до того вернувшийся из США) был избран временным президентом Китайской Республики. Революционерам противостояли мощные силы Юань Шикая, бывшего главного военного советника Цыси. Юань вернулся ко двору после вынужденной отставки, последовавшей в 1909 вслед за смертью вдовствующей императрицы. Именно он организовал отречение маньчжурской династии от престола и путем ряда махинаций вынудил Сунь Ятсена передать ему президентские полномочия. Хотя Юань клялся соблюдать конституцию, составленную революционерами, он не выполнил своих обещаний и предал революцию. При Юань Шикае Китай добился признания со стороны великих держав. Однако новому правительству предстояло решить множество проблем. Серьезная социальная напряженность и разложение административного аппарата, характерные для Китая 19 в., усилились, в то время как растущая мощь Японии и непредсказуемые столкновения в Европе продолжали усугублять и без того ненадежное международное положение Китая.

Кольер. Словарь Кольера.