К статье КИТАЙ
Династия Суй (581-618 н.э.). Эпоха раздробленности завершилась почти случайно. В 581 н.э. основатель династии Суй завоевал еще остававшиеся под властью варваров северные земли, а затем присоединил к империи юг страны. Эта династия смогла сформировать как экономические, так и административные органы, способные обеспечить целостность империи. Был разработан и осуществлен план сооружения Великого канала, который соединил р.Хуанхэ и другие речные системы Севера с реками Хуайхэ, Янцзы и с южными провинциями. Знаменитая система экзаменов, использовавшаяся для вербовки китайского чиновничества в Суйский период, приобрела свою законченную форму. С помощью этой экзаменационной системы по всей стране производился отбор талантливых людей, которые затем переводились в распоряжение аппарата администрации.
Однако дорогостоящие и неудачные завоевательные походы способствовали быстрому истощению сил. Роскошь и расточительство ложились дополнительным бременем на экономику. Правители династии Суй не могли четко определить свои позиции в отношении конфуцианства, буддизма и других философских школ.
Династия Тан (618-907 н.э.). В 618 н.э. была основана новая династия - Тан, правление которой явилось одним из самых славных периодов в китайской истории. Деятельный и гуманный характер правления основателей этой династии - Гао-цзу и его сына Тайцзуна позволили восстановить империю.
Так называемые Западные регионы были присоединены к владениям Китая, к императорскому двору направляли свои посольства Персия, Аравия и другие западно-азиатские государства. Кроме того, были расширены границы на северо-востоке страны; в число имперских владений вошла Корея. На юге была заново утверждена власть Китая над Аннамом. Поддерживались отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Таким образом, территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета Ханьской династии.
В те времена Китай считался не только самой мощной, но и самой гостеприимной державой в мире. Религиозные деятели и философы, вынужденные покинуть родину, находили в Китае убежище и покровительство со стороны императора. Не только религии, распространенные в Персии, но и одна из христианских сект, а именно несторианская церковь, сумела приобрести в Китае значительное число последователей. Буддисты из Кореи и Японии регулярно совершали паломничество к святым местам в Китае, а китайские буддисты поддерживали связи с буддийскими центрами в Индии.
Танская эпоха была свидетельницей исключительного расцвета китайского искусства и литературы. Такие поэты, как Ван Вэй, Ли Бо и Ду Фу, вызывали восхищение общества и двора. Большинство танских императоров активно покровительствовали поэзии, театральному искусству и музыкальному творчеству, а многие сами проявляли значительные творческие способности.
Экономические и административные новшества периода правления династии Суй были восприняты и закреплены в танскую эпоху. Был введен в действие совершенно новый порядок долговременного владения землей, в соответствии с которым образование крупных земельных владений было ограничено, а крестьяне получили возможность поддержания стабильного уровня жизни. Подверглась рационализации структура административного аппарата, и он достиг такой степени компетенции, которая сохранилась и после окончания периода расцвета династии. Наиболее значимым из всех этих достижений была созданная в Танскую эпоху юридическая система, которая в конечном счете порвала с нигилизмом периода Цинь, полностью восприняв конфуцианский образ мышления. Был сформулирован и обязательный свод социальных традиций и правил поведения, которые тоже были пропитаны духом конфуцианства.
Вместе с тем первые танские императоры не смогли установить контроль над армией. Воинские гарнизоны располагались вдоль границ империи, и их командующим было предоставлено право проявления личной инициативы. Сильные императоры еще пользовались лояльностью этих военачальников, однако ослабление власти трона позволило приграничным сатрапам выйти далеко за рамки предоставленных им полномочий и распространить военную власть на местную гражданскую администрацию. В 755 н.э. один из командущих, согдиец по происхождению, почти уничтожил императорскую династию. Это был Ань Лушань, положивший конец блестящему правлению императора Сюаньцзуна и нанесший серьезный урон престижу императорской власти. В стране началась длительная гражданская война, и вновь в целях восстановления династии императорам пришлось опираться на войсковых командиров, которые не обладали никакой самостоятельностью, а также на наемные войска из иностранцев преимущественно тюркского происхождения.
Изменение политического климата совпало с переменами в административной системе, которые часто рассматриваются как важная эпоха в истории императорского Китая. Города, бывшие прежде административными центрами, превратились в арену деятельности растущего класса буржуазии, который завоевал экономические позиции в результате расширения производства и торговли. Попытки императорского двора сохранить контроль хотя бы над внешней торговлей путем создания в главных торговых портах инспекционных контор, обслуживаемых евнухами, оказались напрасными. Частные торговцы очень быстро научились обходить или прибирать к рукам эти учреждения. Растущая уверенность этого нового класса в своих силах со временем вынудила и императорский двор признать его силу.
И хотя государственная административная машина сумела выдержать нажим этих дополнительных и разнообразных тенденций, позиции двора ослабевали, а могущество местных военных лидеров продолжало расти. Итогом этого процесса явились восстания и мятежи, которые в конечном счете привели к крушению династии Тан. Одним из них, охватившим самую обширную территорию и получившим наибольшую известность, было восстание под руководством Хуан Чао, который во второй половине 9 в. провозгласил себя императором и разграбил торговый город Кантон, уничтожив при этом более 100 тысяч обосновавшихся в нем арабов. Один из местных военачальников убил Танского императора, принудил наследника отречься от престола и основал новую династию - Лян. Последняя, правившая страной в течение недолгого времени, так же как и несколько последующих династий, ни одна из которых не смогла надолго закрепиться у власти, правила в течение т.н. периода "Пяти Династий", когда число военных группировок, претендовавших на трон, доходило до 20.
Северная Сун (960-1127 н.э.). Когда основатель сунской династии Тай-цзу вновь восстановил единство империи, ему пришлось не только принять меры по ликвидации беспорядков, но и взяться за решение проблем, оставшихся не решенными в период правления династии Тан. Границы державы в сунскую эпоху значительно сузились. Две иностранные империи, образовавшиеся к тому времени, оккупировали часть китайской территории, и у китайцев не было сил противостоять захватчикам. Первой из этих империй была империя Ляо, основанная тунгусским (эвенки) племенем киданей. Империя Ляо включила в свой состав Маньчжурию, Внутреннюю Монголию и северную часть китайских провинций Хэбэй и Шаньси, в том числе города Пекин и Датун. Другим государством была империя Сися, образованная тангутами, заселившими земли вдоль китайской границы на северо-западе. Военные экспедиции Китая против этих двух империй оказались неудачными, и в результате Китай был вынужден подписать с ними специальные соглашения, включавшие ряд унизительных статей, в том числе выплату ежегодной дани. В течение всего периода правления династии Сун Китай никогда не претендовал на свои бывшие земли в регионе Центральной Азии. Не вернул Китай и свои бывшие владения в Юньнани и часть территорий в провинциях Сычуань и Гуйчжоу, оккупированные в Танскую эпоху тайским народом наньчжао, а также владения в Аннаме, которые принадлежали Китаю в течение тысячи лет.
Судьба династии Тан показала двойственную природу правительственной армии. Поэтому Суны держали все армейские формирования под строжайшим контролем центра и стремились использовать военных как можно реже, даже в ущерб чувству национальной гордости.
Тенденция к централизации прослеживается во всех политических деяниях Сунской империи. Деспотия была превращена в систему и оформлена организационно, хотя сунские императоры редко прибегали к использованию своих конституционно узаконенных полномочий. Параллельно принимались меры по стимулированию прогресса в области политической теории. Еще в танскую эпоху в литературных и философских кругах набирало силу движение, выступавшее против либеральных конфуцианских школ прошлого и против тех элементов буддизма, которые не согласовывались с идеей централизованной власти. Основатель этого движения Хань Юй (768-824) в свое время не получил признания со стороны конфуцианцев. Но в начальный период династии Сун его школа возродилась. Чжоу Дуньи (1017-1073), Чэн И (1033-1108) и в более поздний период сунской эпохи Чжу Си (1130-1200) были в числе основателей и хранителей неоконфуцианства, создавшего мировоззрение, в котором выражалась поддержка политической философии авторитаризма. Все без исключения последующие династии восприняли неоконфуцианство в качестве ортодоксального учения и пытались подавить все оппозиционные авторитаризму направления мысли, объявив их ересью. Однако еще до того, как неоконфуцианцы достигли доминирующего положения, правители сунской династии предприняли попытку установления непосредственного контроля над некоторыми секторами экономики.
Их инициатор Ван Аньши (1021-1086) был исключительно энергичным человеком. Предлагавшиеся им меры включали централизацию всей торговой и транспортной системы, правительственные займы, введение новой системы налогообложения и создание милиции. Эти реформы были осуществлены несмотря на сильное противодействие консервативной части чиновников-конфуцианцев, которые в конечном счете все-таки одержали верх. Острая межфракционная борьба значительно ухудшила и без того слабые позиции императорского дома.
Южная Сун (1127-1279). Начало 12 в. ознаменовалось очередным политическим кризисом. В этот период расположенная на севере империя Ляо была покорена империей Цзинь, основанной другими северо-восточными племенами - чжурчжэнями. Завоеватели не были удовлетворены границами Ляо с Китаем. Они хлынули на территорию Северо-Китайской равнины и в 1127 оккупировали столицу Сунской империи г.Кайфэн, взяли в плен императора Циньцзуна и его отца Хэйцзуна. Сунский императорский двор перебрался в новую столицу (нынешний город Ханчжоу) к югу от р.Янцзы. Приграничные войны, а иногда и военные кампании более крупного масштаба оставались главной проблемой империи Южная Сун в течение всего периода ее существования.
Вполне вероятно, что лишь недоверие к собственным военачальникам не позволило Сунам вернуть утраченные земли. Среди генералов сунской армии того времени было несколько полководцев, прежде всего генерал Юэ Фэй, которые отличались своей энергией и стратегическими талантами. Однако императорский двор предпочел пойти на подписание мирного соглашения с Цзинями и отозвал свои войска с полей сражений.
Юэ Фэя заключили в тюрьму и отравили, но благодаря завоеванной им в сражениях боевой славе он был в дальнейшем включен в китайский пантеон как один из богов войны. Императорский двор династии Южная Сун отказался прислушаться и к советам представителей влиятельной школы политической мысли - прагматистов, чьи идеи основывались на крайнем патриотизме и стремлении отвоевать утраченный Север. Суны рассматривали прагматистов как противостоящий им источник силы и идеологии.
Многие из сунских императоров, будучи большими любителями искусства, собрали ценнейшие коллекции. Некоторые из них, включая императора Хэйцзуна, сами были талантливыми художниками. Литературные творения эпохи Сун почти достигали уровня величайших шедевров Тан. Это был период т.н. классических песен, которые слагались в виде стихов с различной длиной строки, с исключительно сложным ритмическим рисунком и рифмой в отличие от строго выдержанных в определенном размере стихов танского периода.
Монгольская (Юаньская) династия (1271-1368). Сунская династия завершила свое царствование с приходом монголов, вождь которых Чингисхан к тому времени осуществил успешные завоевательные походы в Западную Азию. Внук Чингисхана - Хубилай присоединил Китай к владениям империи монголов и стал основателем монгольской династии на китайской земле. Монголы рассматривали Китай преимущественно в качестве объекта эксплуатации. Они почти не обращали внимания на китайские традиции и ввели в стране новую классовую иерархию, в которой все высшие посты были заняты самими монголами. На следующем уровне находились иностранцы, которых монголы использовали на высших административных должностях. Рангом ниже стояли китайцы-северяне, земли которых были отвоеваны у империи Цзинь. Наконец, низшую и самую презираемую группу составляли китайцы-южане, бывшие подданные сунской империи. Список привилегий, обычно связанных с определенной профессией или должностью, был также пересмотрен, и в результате ученые-конфуцианцы, традиционно относившиеся к особо почетной профессии, оказались на самом дне монгольской иерархии.
Попытки монголов завоевать Японию и остров Ява закончились неудачей, но монгольская заинтересованность в заморских странах, возможно, помогла сохранить и развить тенденцию к организации дальних экспедиций. Внешняя торговля, получившая значительное развитие уже в сунскую эпоху, в этот период завоевала новые рубежи, и китайские джонки стали заходить во многие порты стран Юго-Восточной и Южной Азии.
На материковой части монголам удалось вернуть все территории, утраченные Китаем в сунскую эпоху, и присоединить земли, прежде никогда не принадлежавшие китайцам. Китайцы издавна питали интерес к Юго-Западному Китаю, где теперь лежало покоренное монголами царство Наньчжао. Завоевание Тибета было осуществлено без особых военных усилий, и тибетские монахи стали играть значительную роль в культурной и политической жизни столицы.
В этот период на Восток начали прибывать первые христианские миссии, и монголы не только терпели их присутствие, но даже оказывали им поддержку.
Из соображений стратегического порядка монголы основали свою столицу на месте нынешнего Пекина. Однако затем они обратились к старой китайской идее соединения столицы с более преуспевающими в экономическом отношении регионами при помощи Великого Канала, который был реконструирован. Таким образом, долина нижнего течения р.Янцзы сохранила свое положение главной экономической базы страны, а вместе с тем и главного источника богатств и талантов.
Династия Мин (1368-1644). В ходе восстаний, имевших место в завершающий период монгольского правления, богатые китайские семьи стремились вернуть себе утраченные позиции. Чжу Юаньчжан, ставший основателем Минской династии, не был представителем шэньши и считал интересы этого сословия, а равным образом и господство чиновничества в управлении страной опасными для той формы государственного аппарата, которую он собирался создать. Тенденция к узаконенной централизации правления, заметно проявившаяся уже в сунский период, получила приоритетное развитие в минскую эпоху. Даже должность канцлера - главного политического советника императора при всех китайских династиях, не была сохранена при Минах. Никогда еще с подданными страны не обращались с такой жестокостью. Наказание ударами палки высокопоставленных чиновников в присутствии всего двора стало привычной практикой, известны случаи, когда казненного чиновника в виде чучела вешали в кабинете его преемника.
Деспотический режим мог сохраняться лишь во времена правления сильных и энергичных императоров. Скоро, однако, правители стали склоняться к роскоши дворцовой жизни и власть оказалась у евнухов. Время от времени между конфуцианским чиновничеством и евнухами вспыхивали ожесточенные схватки, в которых обычно поражение терпели конфуцианцы, как это уже случалось в годы правления императоров династии Хань более тысячи лет назад.
Попытки усилить действенность тех конфуцианских концепций, которые подчеркивали необходимость уважения человеческого достоинства и независимость творческой индивидуальности, делались еще в сунский период. В минскую эпоху их проведение в жизнь продолжил один из величайших китайских философов Ван Янмин (Ван Шоужэнь, 1472-1529). В конце правления династии Мин конфуцианское учение вновь вернуло себе жизненность и силу. Фигуры величайших представителей конфуцианской философии, которым удалось сохранить свое влияние при династии Мин и пришедшей ей на смену династии Цин, продлили конфуцианству жизнь еще на 300 лет.
Со временем Минам удалось восстановить власть империи над большей частью своих бывших территорий на северо-западе. Получили развитие и внешнеторговые связи. При поддержке двора китайские торговые суда достигали даже берегов Африки. Первые императоры минской династии пытались держать контроль над внешней торговлей в своих руках, что было и доходным, и престижным делом, однако частные торговые предприятия вскоре стали успешно конкурировать с государственными. Большие группы китайских поселенцев высаживались на острова региона Юго-Восточной Азии и устраивали там китайские колонии. Сектора экономики, не связанные с сельскохозяйственным производством, такие как горное дело и металлургия, также получили значительное развитие.
Закат минской династии в большей степени был обусловлен внутренним распадом, чем иностранными вторжениями. Тем не менее на северо-восточных границах Китая возник новый и могущественный противник. Вождь потомков чжурчжэней (Цзинь) Нурхаци (в 1616 основал династию Поздняя Цзинь) смог уже в конце 16 - начале 17 вв. создать империю для себя и своего народа, маньчжуров. Империя Нурхаци до некоторой степени была типичной приграничной империей, но ее вождь в гораздо большей мере использовал китайский опыт в административной и военной областях для укрепления собственного господства. В организации его вооруженных сил сочетались черты, присущие войскам степных народов, и китайские методы более жесткого управления и контроля. Какое-то время все его внимание занимали приграничные войны, а отдельные походы более крупного масштаба успешно отражались минскими войсками. Поэтому можно считать почти случайностью, что маньчжурам удалось пробиться через проходы в Великой Китайской стене. После этого, несмотря на попытки отдельных минских князей опереться на возродившийся дух патриотизма, окончательный исход борьбы был предрешен. Даже такие отдаленные провинции, как Юньнань и Гуйчжоу, где отдельные отпрыски минской династии смогли удерживать свои позиции, в конечном счете оказались в руках захватчиков.
Маньчжурская (Цинская) династия (1644-1912). Династия, образованная маньчжурами, с точки зрения государственного устройства была более китайской, чем все остальные династии, прежде создававшиеся захватчиками. Оккупанты переняли абсолютно все китайские традиции управления. Маньчжурская династия отличалась от исконно китайской лишь тем, что гарнизоны маньчжурских войск, дислоцированные в стратегически важных пунктах по обе стороны горных проходов, вынуждены были добиваться поддержки китайского населения. К концу 18 в. маньчжурская империя распространила свою власть в северо-западном направлении над огромными территориями, некогда принадлежавшими империи Хань. К ним добавились Внутренняя и Внешняя Монголия на севере, присоединенные в результате военных экспедиций или путем переговоров. Протекторат над Тибетом был восстановлен, а некоторые гималайские государства превращены в вассалов китайского трона. Был установлен суверенитет Китая над Кореей и рядом стран Юго-Восточной Азии.
При маньчжурской династии упрочились контакты Китая с Западом и западными концепциями в области религии, культуры и технологии. Еще в поздний период минской эпохи наблюдался широкий приток в Китай миссий Римской католической церкви, по большей части иезуитов, организовавших приходы во многих провинциях страны и даже наладивших тесные связи с императорским двором. Авторитет иезуитов поддерживался тем, что они являлись представителями не только западной церкви, но и западной культуры, технических и прикладных наук. Это было время, когда с помощью европейских астрономов был разработан китайский календарь, когда европейские географы создали карты территории Китая, когда европейские мастера отливали китайские пушки, а европейские архитекторы строили китайские дворцы, когда китайские картины рисовали европейские художники и, наконец, когда уровень сельскохозяйственного производства в Китае с помощью европейских агрономов поднялся на новую высоту.
Образ Китая, который создали возвращавшиеся в Европу иезуиты и который оказал огромное влияние на характер мышления и стиль поведения европейцев, обладал большой притягательной силой. Китайские императоры управляли страной, населенной народами самого разнообразного этнического происхождения; административная машина империи функционировала вполне исправно; китайская культура переживала эпоху наивысшего расцвета; наконец, авторитет ученых-философов, по крайней мере приверженцев ортодоксальной школы, никогда еще не завоевывал такого признания правителей и народа. В стране царил мир. Процветали ремесла и торговля.