Значение КИТАЙ: ПЕРВЫЕ ДИНАСТИИ в Словаре Кольера

КИТАЙ: ПЕРВЫЕ ДИНАСТИИ

К статье КИТАЙ

Династия Ся. Юй традиционно считается основателем первой китайской династии Ся. Период ее правления длился с 2205 до н.э. по 1557 до н.э., по другой хронологии - с 1989 до н.э. до 1756 до н.э. Центр государства Ся находился на юге современной провинции Шаньси. Возможно, в его состав входила центральная и северная части провинции Хэнань. Однако не исключено, что его культурное влияние распространялось за эти пределы, захватывая всю восточную часть Северного Китая.

Всей полнотой светской власти, по-видимому, пользовались лишь первые поколения правителей государства Ся, затем полномочия государя были ограничены рамками духовного наставничества. Вожди кланов и племен обеспечивали сохранение династического правления. Обладавшие светской властью при духовным владыке-правителе, они выступали в роли феодальных князей - охранителей трона, т.е. выполняли те же функции, что и сёгуны в Японии. Императоры династии Ся, по-видимому, были обязаны сохранением своего положения тому, что знали секрет составления календарей. Тысячу лет спустя календарь эпохи Ся поразил воображение Конфуция, и он рекомендовал вновь ввести его в обиход.

Упадок государства Ся обозначился в то время, когда духовные наставники-императоры начали все в большей мере пренебрегать своими духовными функциями, что отразилось на составлении календарей, в которых появились несоответствия. Один из феодальных владык, правитель области Шан, положил конец династии Ся и стал основателем новой династии.

Династия Шан. В целом насчитывается 30 правителей династии Шан. Даты их правления в различных источниках не совпадают. По данным одного из них, начало правления династии Шан приходится на 18 в. до н.э. и завершается в 12 в. до н.э. Другой источник указывает соответственно на начало 16 в до н.э. и середину 11 в. до н.э.

После того как Ли - правитель государства Шан - сверг династию Ся и принял имя Тан, на первый план выдвинулись новые социальные факторы. Племена Шан, по всей вероятности, прибыли из Северо-Центрального Китая. Это были охотники, для них были характерны тотемизм и матриархальные отношения. В религии того периода главенствующую роль играл дух Земли. Земля ("Она") определенно соотносилась с женским началом, представлялась в виде кобылицы и занимала более почетное место по сравнению с Небом, обозначавшим мужское начало.

Методы, которые использовал шанский правитель для решения политических проблем, отличались от методов династии Ся. Территория, подвластная Тану, охватывала значительную часть территории современного Китая. С центром в Хэнани, она включала в свой состав на западе по меньшей мере центральные и южные части Шаньси и Шэньси. На юге она охватывала территорию современной провинции Хубэй до самой р.Янцзы или даже южнее. Наконец, на востоке она включала южную часть провинции Хэбэй, большую часть провинций Шаньдун и Аньхой и часть провинции Цзянсу. Управление столь обширной территорией предполагало частичное делегирование административных полномочий местным правителям. Тан предоставил главам племен и местным феодальным владыкам неограниченные права в пределах владения каждого из них с условием, что они не станут выступать против центральной власти и через определенные промежутки времени будут являться ко двору с подарками, символизирующими преданность шанскому правителю.

История династии Шан подтверждена целой серией археологических раскопок. В конце 19 в. совершенно случайно, а затем в результате систематических раскопок были найдены гадальные кости. Предсказания, которые давались на основе чтения рисунка трещин, образующихся на кости в результате ее нагрева на огне, были типичными уже для луншаньской культуры, однако в Шанский период эта практика применялась в весьма широких масштабах. Помимо лопаточных костей различных млекопитающих, для данных целей использовался панцирь черепахи. В Шанский период на кости сначала писали вопрос, а затем - содержание полученного предсказания (иногда надпись ограничивалась только предсказанием). Таким путем оказались сохраненными тысячи письменных документов, дающих интересное освещение жизни двора того периода.

Династия Чжоу. Племена Чжоу, которые нанесли поражение Шанскому государству, к этому времени (не позднее, чем в последнее столетие Шанского правления) уже создали свою империю, располагавшуюся вдоль западных границ государства Шан. В антропологическом плане племена Чжоу представляли собой западную разновидность прототюркского типа с возможной примесью прототибетских черт. Предки народов Чжоу оставили в наследство своим потомкам способ хозяйствования преимущественно скотоводческого типа. Однако за несколько поколений до захвата государства Шан они перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием в такой географической обстановке, которая в зачаточной форме предполагала проведение ирригационных работ.

Общество государства Чжоу. На завоеванной территории Чжоу создали социальную структуру, которую часто определяют как чжоуский феодализм. Постепенно экономика, присущая обществу полукочевого типа, основу которой составляли охота и подсечно-огневое земледелие, была вытеснена системой оседлого земледелия. Строительство ирригационных сооружений вызывало необходимость в ужесточении контроля над районами, обслуживаемыми гидротехническими системами. Постепенный рост поселений сопровождался усложнением социальной и административной структуры и перегруппировкой социальных классов.

Феодалы в пределах своих владений располагали сравнительно широкой свободой действий, тогда как чиновничество при императорском дворе находилось под более строгим контролем. Чтобы занять достойное положение при дворе, чиновник должен был обладать значительными административными способностями, знаниями в области стратегии и дипломатического искусства, а потому способных чиновников вскоре стало не хватать. С самого начала чиновничий класс в значительной степени определял весь внешний облик двора и пути решения политических проблем.

Ниже феодальных князей и крупных чиновников в иерархической структуре находился класс "рыцарей", состоявший из представителей утратившей свои позиции знати и потомков бывших правящих группировок. Однако в существующей в эпоху Чжоу структуре общества китайский рыцарь не мог позволить себе какой-либо самостоятельности или существовать за счет чужого богатства. Его уделом было оставаться на службе; представители этой группы составляли основу контингента воинов боевых колесниц в армии и занимали чиновничьи посты среднего и низшего уровня. Занятие официального поста требовало знания традиций и классических трудов, поэтому со временем слово "рыцарь" стало означать "ученый". Именно из этого слоя чиновничества выходили книжники, составители хроник и философы.

В самом низу социальной лестницы находился "народ", т.е. крестьяне. Помимо производства продуктов питания, крестьянство занималось подсобными промыслами. Изготовление пеньки и различного волокна для выделки ткани было обычным делом в каждой семье. Предметы сельскохозяйственного применения и домашнего обихода также изготавливались на селе и обменивались на другие товары на регулярно проводившихся ярмарках. Изготовление предметов роскоши и торговля ими процветали и в дочжоуские времена, однако немногие уцелевшие образцы периода Чжоу демонстрируют очень высокий уровень ремесленного искусства и изысканность вкуса.

Упадок могущества Чжоу. Степные народы, часть из которых, возможно, имела то же происхождение, что и население Чжоу, постоянно совершали внезапные набеги на северо-западные районы страны. Поэтому меры по укреплению обороны, как и военные экспедиции и кампании, ложились на плечи населения императорских владений более тяжелым бременем, чем на жителей других владений и поместий. Более тяжелая нагрузка на императорскую вотчину наряду с ослаблением уз личной преданности неизбежно снизили прочность позиций императора в его отношениях с феодальными князьями. В поздний период правления династии Чжоу в документальных материалах все более частыми становятся упоминания о случаях отказа от выплаты дани. В период правления императора Юя (781-771 до н.э.) была предпринята попытка восстановить былое императорское величие строительством крупных ирригационных сооружений. Однако привлечение большого количества на принудительные работы привело к ослаблению сил защитников пограничных рубежей. В результате западные варвары совершили набег на столицу (в долине р.Вэйхэ недалеко от г.Сиань) и убили императора.

Империя Чжоу уже не могла оправиться от этого удара. Столицу страны пришлось перенести на восток, в Лоян, на территорию нынешней провинции Хэнань. (Поэтому более ранний период истории правящей династии Чжоу традиционно называется Западным Чжоу, а более поздний период - Восточным Чжоу.) В 771 до н.э. фактическое правление династии Чжоу завершилось, хотя формально она и продолжала существовать до 256 до н.э.

Политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. После 771 до н.э. феодальные князья договорились между собой о разделе страны на несколько государств при сохранении номинального правления династии Чжоу. Со столицей, расположенной на востоке, и императорским наделом на западе этот главный экономический район Китая в течение многих лет не мог встать на ноги, а затем покорился государству Цинь, которое постепенно стало самым сильным среди многих государств, составлявших империю в позднейший период существования династии Чжоу.

Зарождение товарно-денежных отношений привело к трансформации всей экономической системы. Началось становление класса свободных торговцев и ремесленников, защищать права которых зачастую брались сами правители. Конечно, уровень развития в различных районах Китая был неодинаков. В одних местах сохранялись традиционные порядки, в других выросла финансовая аристократия, вступившая в борьбу за власть и собственные интересы с феодалами.

Параллельно с изменениями в экономике происходили и перемены в административной структуре. Феодальная система наделения властью постепенно заменялась более строгой системой административных назначений. Различные государства-княжества подразделялись теперь не на вотчинные владения, а на административные единицы различной величины. Эти административные единицы напрямую подчинялись центральному правительству, и все должности там чаще всего заполняли официально назначенные чиновники, а не вассалы.

Видимость национального единства в этот период поддерживалась съездами феодальных князей, на которых, по крайней мере в начальный период, по-прежнему председательствовал император династии Чжоу. На этих съездах обсуждались проблемы общенационального значения и принимались решения об организации карательных экспедиций. Самый влиятельный из феодальных князей занимал положение "главного князя", что признавалось и императором, и прочими князьями. Однако войны между княжествами стали вспыхивать все чаще, в результате чего малые княжества поглощались более крупными. В свою очередь, последние путем дипломатии или войн не давали друг другу жить спокойно. Государства, которые изначально не входили в состав китайской империи, например государство Цинь на западе (бывшая территория Западного Чжоу) и государства Чу и У в центральной части долины р.Янцзы, постепенно превратились в мощные агрессивные державы.

Из литературных памятников Западного Чжоу сохранилось три труда, позднее включенных в число конфуцианских канонов. Хотя они и могли "пострадать" от рук последующих издателей, в них все равно ощущается дух и традиции раннего периода эпохи Чжоу. Первым из них является Ицзин (Книга перемен) - сборник предсказаний и наставлений, основанный на приверженности концепции, в соответствии с которой судьбы человека и общества определяются не капризами богов или велениями слепой судьбы, а системой, в которой вселенная и закономерности происходящих перемен составляют единое целое, взаимосвязанное во всех своих проявлениях.

Вторым трудом является Шуцзин (Книга истории), часть которого по времени составления относится ко временам раннего Чжоу. Она включает речи императоров и других политических деятелей в определенные исторические моменты. Третьим трудом является Шицзин (Книга поэзии, или Книга песен) - сборник гимнов, стихов и песен духовного и светского характера. В сборник включены оды и баллады, прославляющие великих героев, лирические произведения и песни.

Последние столетия эпохи правления династии Чжоу были самым плодотворным периодом развития китайской философии. Уже в 7 в. до н.э. на одном из конгрессов правителей феодальных княжеств было решено гарантировать ученым высокое социальное положение. Куда бы ученые ни приходили, они повсюду могли рассчитывать если не на политический пост, то как минимум на обеспеченную жизнь. Во взаимной борьбе научных течений эти ученые-администраторы стремились приспособить традиции к складывающейся новой политической и социальной обстановке либо пытались доказать неизбежное исчезновение той или иной традиции. Вместе с тем даже самые традиционные из этих течений отказались от веры в сверхъестественные силы и приверженности принципу феодальной зависимости, которые были характерны для предшествующего периода.

Даосизм как философское учение, наиболее строго придерживающееся изложенных в Книге перемен традиций, основывался на концепции существования в природе вечного и неизменного начала. Концепция "дао" оказалась настолько сильной и влиятельной, что ее стали заимствовать и другие философские школы. Особенно интересной представляется школа т.н. легистов (законников), в учении которых принцип действия естественных законов был превращен в рациональный закон, из которого логически выводились правила руководства государством.

Другая школа, основанная Мо-ди (Моцзы, ок. 480-390 до н.э.), проповедовала идею всеобщей любви и взаимной помощи как основополагающий принцип поддержания порядка в человеческом обществе. Как утверждал Мо-ди, только таким путем можно внести в мир людей согласие и спокойствие, и когда эта цель будет достигнута, император (владыка мира) сможет привести в должное соответствие интересы людей с интересами Неба.

Системой, в которой традиции и дух перемен слились в единое целое, стало конфуцианство. Конфуций (прим. 551-479 до н.э.) как-то сказал о себе самом, что он отнюдь не создатель, а лишь хранитель традиций. Однако это заявление главным образом справедливо в том смысле, что он проявил исключительные способности в сохранении лишь тех элементов традиций, которые можно было приспособить к реальным историческим переменам.

В эпоху позднего Чжоу конфуцианство еще не занимало доминирующего положения в обществе. Прошло несколько столетий, прежде чем оно стало главенствующей идеологией, а со временем и официальной религией императорского Китая. А пока все большее влияние приобретали те из князей, которые придерживались теории легистов и строили свою политику на основе идей, гарантирующих непосредственный успех. В соперничестве за преобладающие позиции далеко вперед вырвалось самое западное княжество - Цинь. В 256 до н.э. с императорским двором династии Чжоу было покончено, а в последующие три десятилетия пришли в упадок и прекратили свое существование все другие княжества. Борьба за власть завершилась в 221 до н.э., когда правитель княжества Цинь объявил себя Первым императором (Шихуанди) всего Китая.

Кольер. Словарь Кольера.