Значение ДУН ЧЖУНШУ в Словаре Кольера

Что такое ДУН ЧЖУНШУ

(190 или 179 - 120 или 104 до н.э). Китайский философ и государственный деятель, "Конфуций эпохи Хань" (206 до н.э. - 220 н.э.), придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров "школы новых текстов" (или "школы текстов новых письмен"). Родился в Гуанчуани (совр. уезд Хэншуй провинции Хэбэй). Происходил из знатной семьи. Был министром и инициатором введения основанных на конфуцианских канонах (см. ШИ САНЬ ЦЗИН) государственных экзаменов на чиновничьи должности, положив начало экзаменационной системе (кэ цзюй) - важнейшему социально-идеологическому институту китайского государства вплоть до начала 20 в. Преподавал в императорской высшей школе, был учителем основоположника китайской историографии Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.). Идейное наследие Дун Чжуншу представлено собранием 82 философских и социально-политических эссе, названным составителями Чунь цю фань лу (Обильные росы "Весен и осеней"), а также включенными в посвященную Дун Чжуншу гл. 56 Истории Хань (Хань шу) Тремя докладами о Небе и человеке (Тянь жэнь сань цэ).

Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и инь-ян цзя. По Дун Чжуншу, все в мире происходит из "первоначала" ("первопричины" - юань1), аналогичного "Великому пределу" (тай цзи), состоит из "пневмы" (ци1) и подчиняется неизменному дао. Действие дао проявляется прежде всего в последовательном возобладании противоположных сил инь ян и циркуляциях "взаимопорождающих" и "взаимопреодолевающих" "пяти элементов" (у син1). Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификационные схемы - инь ян и у син1 - были сведены Дун Чжуншу в единую систему, охватывающую весь универсум. "Пневма" наполняет Небо и Землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Он - микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно моистам (см. МОИЗМ), Дун Чжуншу наделял Небо (тянь) "духом" (шэнь1) и "волей" (и3), которые оно, не говоря и не действуя (у вэй1), проявляет через государя, "совершенномудрых" и природные знамения.

Решая фундаментальную для конфуцианства проблему " природы" (син1) человека, Дун Чжуншу выдвинул три новые идеи. 1) Подчиняясь универсальному дуализму сил инь ян, человеческая природа делится на добротворную (ян1) природу и злотворную (инь1) чувственность (цин2). 2) "Добро" (шань) как атрибут человеческой "природы" имеет относительный характер: человеческая "природа" может считаться "доброй" в сравнении с природой птиц и зверей, но не с "природой" "совершенномудрых"; у "совершенномудрых" "природа" иная, чем у "средних" людей, у последних - иная, нежели у "ничтожных". 3) "Добро" потенциально присуще человеческой "природе", которая от рождения обладает "добрым началом": "Человеческая природа подобна рису на корню, добро - рису в зерне". Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой "природы" сближает Дун Чжуншу с Конфуцием (6-5 вв. до н.э.), оценка ее как потенциально "доброй" - с Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - начало 3 в. до н.э.), а упор на социализацию как фактор формирования "добра" в человеке - с Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4-3 вв. до н.э.). В последнем пункте Дун Чжуншу сомкнулся и со своими политическими противниками - легистами (см. ЛЕГИЗМ), одобрив их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь1 наряду с морально-духовным воздействием фазы ян1.

Дун Чжуншу признавал существование двух видов судьбоносного "предопределения" (мин1): исходящего от природы "великого предопределения" и исходящего от человека (общества) "изменяющегося предопределения". Историю Дун Чжуншу представлял как циклический процесс, состоящий из трех этапов ("династий"), символизируемых цветами - черным, белым, красным и добродетелями - "преданностью" (чжун2), "почтительностью", "культурой" (вэнь). Отсюда Хэ Сю (2 в.) вывел историософское "учение о трех эрах", популярное вплоть до Кан Ювэя (19 - начало 20 в.).

Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжуншу целостная онтолого-космологическая интерпретация общественно-государственного устройства, основанная на учении о взаимном "восприятии и реагировании Неба и человека" (тянь жэнь гань ин). По Дун Чжуншу, не "Небо следует дао", как у Лао-цзы, а "дао исходит из Неба", являясь связующим звеном между Небом, Землей и человеком. Наглядное воплощение данной связи - иероглиф "ван1" ("государь"), состоящий из трех горизонтальных черт (символизирующих триаду: Небо - Земля - Человек) и пересекающей их вертикали (символизирующей дао). Соответственно постижение дао - главная функция государя. Фундамент общественно-государственного устройства составляют "три устоя" (сань ган), производные от неизменного, как Небо, дао: "Правитель является устоем для подданного, отец - для сына, муж - для жены". В этом небесном "пути государя" (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян1, второй - подчиненную силу инь1. Подобная конструкция, близкая к позиции Хань Фэя (3 в. до н.э.), отражает сильное влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего официального конфуцианства.

Кольер. Словарь Кольера.