Значение ВАН ЧУН в Словаре Кольера

Что такое ВАН ЧУН

Ван Чжунжэнь (27 - ок. 97-107), китайский философ-энциклопедист, с радикально натуралистической и рационально-критической позиции осмысливший основные достижения предшествующей философской мысли разных направлений. Родился в 27 в уезде Шанъюй области Куайцзи (Гуйцзи, совр. провинция Чжэцзян) в незнатной и бедной семье, учился в столичной Высшей школе (Тайсюэ) в Лояне и у Бань Бяо (отца Бань Гу, 32-92). Был мелким чиновником, несколько раз уходил в отставку. Умер в нищете. Единственное сохранившееся сочинение Ван Чуна - Лунь хэн (Взвешивание рассуждений) - построено на сопоставлении ("взвешивании") конкурирующих филоcофских взглядов.

Основное значение Ван Чуна в истории китайской философии состоит не столько в создании оригинального учения, сколько в выработке стиля философствования, отличающегося духом независимой критики и полемического антиавторитаризма, а также постоянной апелляцией к эмпирическим данным обыденной жизни и естественных наук (особенно астрономии и медицины). В традиционных классификациях Ван Чуна, несмотря на его близость к конфуцианству, обычно относят к "эклектикам", или "энциклопедистам" (цза цзя). В его натурфилософии прослеживается влияние даосизма (трактовка миропорядка - "небесного дао" в категориях спонтанной "естественности" - цзы жань и "недеяния" - у вэй1) и инь-ян цзя (универсальный дуализм сил инь ян в духе воззрений, представленных в Чжоу и). Этико-социальные взгляды Ван Чуна сложились под воздействием доктрин конфуцианства (идеология строго иерархизированного общества и государства, регулирующего " природу" - син1 и чувства людей с помощью этико-ритуальной "благопристойности" - ли2 и "музыки"-юэ) и легизма (признание законов - фа1 в качестве необходимого дополнения к "благопристойности" и отказ от принципа абсолютного приоритета "древности" - гу2 перед современностью). Непосредственными предшественниками Ван Чуна, на идеи которых он опирался, были Ян Сюн (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) и Хуань Тань (1 в. н.э.), a главными объектами критики - школа Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) и оракуло-апокрифические сочинения (чэнь вэй). В полемике с их телеологической концепцией волевой деятельности Неба (тянь) и возможности обратного воздействия человека на ход природных процессов Ван Чун утверждал идею вневолевой спонтанности естественного порядка вещей, что привело его к признанию полной детерминированности человеческого существования чисто природными факторами. Судьбу он трактовал как врожденно "предопределенную" (мин1) неизбежность, oтделяя от нее понятие этического воздаяния (счастьем за добро и несчастьем за зло). Небо в онтологическом плане Ван Чун определял как бестелесное скопление газообразной "пневмы" (ци1), а в космологическом плане - как "тело (ти1), не являющееся пневмой" (в духовном смысле), что соответствовало астрономическим представлениям о "крышкообразном небе" (гай тянь), представлявшемся твердой полусферой. Единство мира, по Ван Чуну, обусловлено универсальной динамичной субстанцией - "изначальной пневмой" (юань ци1), которая представляет собой "эссенциальную (цзин3) утонченность Неба и Земли" и лежит в основе самозарождения всех материальных и духовных явлений, различающихся степенью ее чистоты и густоты. Жизнь и психика, по Ван Чуну, присущи эссенциальному состоянию самой "пневмы". Эта концепция в наиболее развитой форме выражает представления и кoнфуцианцев (Мэн-цзы), и даосов (Чжуан-цзы) об универсальном характере "пневмы". Использованная Ван Чуном для опровержения религиозных представлений о духах и достижении бессмертия аналогия между сгущением и рассеянием пневмообразований (вещей и людей) и превращением в лед и таянием воды стала популярной в китайской философии (особенно в неоконфуцианстве начиная с Чжан Цзая, 1020-1078). В человеке "пневма" воплощается как несущая в себе неизменное предопределение " природа". Ван Чун синтезировал взгляды предшествующих конфуцианцев (Мэн Кэ, Сюнь Куана - 4-3 вв. до н.э. и Ян Сюна) на "природу" человека, считая ее "доброй" (шань) у людей "выше среднего" уровня интеллектуальных и моральных качеств, "злой" (э) - у людей "ниже среднего", доброй и злой - у "средних" людей, но отрицал, что "врожденное знание" (шэн чжи, син чжи) является фактором, определяющим различие типов людей. Психические способности человека, по Ван Чуну, коренятся в его кровеносной системе и определяются материальными условиями среды. Следуя концепции всеобщих трансформаций Чжоу и, Ван Чун трактовал историю человеческого общества как циклическую смену господства "культуры" (вэнь) и смуты, не зависящую от качеств правителя.

Кольер. Словарь Кольера.