Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань (1474-1544), китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, писатель и поэт, теоретик литературы и музыки, ученый, занимавшийся естественными науками, главным образом астрономией. Родился 4 декабря 1474 в Ифэне (совр. Ланькао, провинция Хэнань) в семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе "многообещающего мужа" (шуцзиши) был оставлен в штате академии Ханьлинь. Военный министр (1530-1533) и глава цензората (1533-1541), в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. Умер 23 сентября 1544. В 1567 посмертно реабилитирован. Главные философские произведения Ван Тинсяна - Шэнь янь (Осмотрительные слова), 13 цзюаней ("свитков"), Я шy (Переложения классики), 2 цзюаня, и другие входят в состав двух собраний сочинений: Ван-ши цзя цзан цзи (Собрание из домашнего книгохранилища господина Вана) и Ван Цзюньчуань со чжу шу (Произведения, созданные Ван Тинсяном).
Оставаясь в рамках неоконфуцианства, Ван Тинсян выступал против обоих его главных направлений: официального - Чэн - Чжу школы и неофициального - Лу - Ван школы. В онтологических взглядах следовал за Чжан Цзаем (11 в.) и предшествовал Ван Чуаньшаню (17 в.). Универсальной мировой субстанцией считал "изначальную пневму" (юань ци1), существовавшую "до рождения Неба (нянь) и Земли (ди)", являющуюся "наивысшей вещью (у3)", корнем и телесным субстратом (ти, см. ТИ - ЮН) "принципов" (ли1) и дао, содержащую в себе "семена" (чжун) всех объектов. "Великий предел" (тай цзи), бывший у чжусианцев интегратором всех "принципов", Ван Тинсян определял как первозданное аморфное состояние материальной, "реально наличествующей" (ши ю) и чувственно воспринимаемой "пневмы" (ци1). "Изначальная пневма" вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по Ван Тинсяну, тождественна "Великому пределу" и в гносеологическом смысле - как пределу познания. Помимо "изначальной пневмы" Ван Тинсян выделял производную от нее "пневму порождения" (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в котором воплощаются "формы" (син2) и "принципы" и полностью актуализируется дао.
В отличие от ортодоксальных конфуцианцев, утверждавших вечность "принципов" в общественной жизни, Ван Тинсян признавал их изменчивость во времени. " природа" (син1) человека, по Ван Тинсяну, неотделима от "пневмы" и формируется осознанным жизненным опытом. Доброта " природы" изначально присуща только "совершенномудрым" (шэн1), простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты противостоит ортодоксальным для конфуцианства положениям учения Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4-3 вв. до н.э.) и сближает взгляды Ван Тинсяна с концепцией Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4-3 вв. до н.э.). Исходя из эмпирической обусловленности знания, Ван Тинсян критиковал возвеличивание его априорных форм типа "благосмыслия" (лян чжи). С позиций реализма и практицизма Ван Тинсян выступал против теологических тенденций Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), "нумерологии" (сян шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма Чжоу Дуньи (11 в.).