(1774-1847) (настоящая фамилия - Кавунник), русский философ. Родился в г.Борзна Черниговской губернии. Окончил Киевскую духовную академию, а затем - Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1802 отправился в Германию для дальнейшего обучения естественным и медицинским наукам. Огромное впечатление на него произвели лекции Ф.Шеллинга по натурфилософии. В Россию он возвращается убежденным шеллингианцем. Защищает докторскую диссертацию О преобразовании теории медицины и физики с помощью натуральной философии (на латинском языке, 1808). Первым шеллингианским сочинением в России является работа Велланского Пролюзия к медицине как основательной науке (1805), где излагаются основные принципы натурфилософии Шеллинга. Умер Велланский в Петербурге 15 марта 1847.
Платонический элемент в шеллингианстве был также воспринят русским ученым: "В конце 18 и в начале 19 века взошло солнце на горизонте ученого мира, когда Фридрих Шеллинг востановил падшую философию Платона и дал ей величественную, блистательную форму". Платонизм играл существенную роль и в натурфилософских построениях самого Велланского. Он признавал "абсолютную сущность мира" ("идеальный дух"), раскрывающуюся в многообразии явлений действительности и определяющую закономерность связей и отношений этих природных явлений ("общее в природе существует не только как идея как таковая, но и как связь вещей, как их закон"). В познании, по Велланскому, решающая роль принадлежит интеллектуальной интуиции, которая во всех отношениях превосходит чувственные наблюдения и эмпирический опыт. Причем Велланский, критически оценивая эмпиризм, имел ввиду именно научное познание и прежде всего познание мира органической природы. Он утверждал, что в исследовании "физиологических предметов" "никакие опыты не доставляют действительного пособия". Необходимо стремиться к постижению универсального единства мира и на этом пути опираться на разум и интеллектуальную интуицию. В истолковании природных процессов Велланский широко использовал принцип подобия, обнаруживая, например, "сродство" в строении физиологических систем различных живых организмов и даже в жизнедеятельности животных и движении планет. Философия, по Велланскому, является "наукой ума", и ее задача состоит в объяснении "сущности всеобщей жизни".