Значение АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Что такое АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Алексей Михайлович, второй царь из дома Романовых. Родился 10 марта 1629 года, царствовал с 13 июля 1645 года по 29 января 1676 года. До пятилетнего возраста оставался на попечении у царских "мам". С пяти лет, под надзором Б.И. Морозова , он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению часовника, псалтыри и деяний Св. Апостол; в семь лет начал обучаться письму, а в девять - церковному пению. Когда ему было 11 - 12 лет, у него составилась маленькая библиотека; из книг, ему принадлежавших, упоминаются, между прочим, лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также космография. В числе предметов "детской потехи" будущего царя встречаются: конь и детские латы "немецкого дела", музыкальные инструменты, немецкие карты и "печатные листы" (картинки). Таким образом, наряду с прежними образовательными средствами, заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б.И. Морозова. Последний одел в первый раз молодого царевича с братом и другими детьми в немецкое платье. На 14-м году царевича торжественно "объявили" народу, а 16-ти лет он, лишившись отца и матери, вступил на престол московский. Целый ряд тревожных вопросов волновал в то время русскую жизнь. Слишком мало подготовленный к их разрешению, А. первоначально подчинился влиянию Морозова, но вскоре стал принимать самостоятельное участие в делах. Судя по его собственным письмам, отзывам иностранцев (Мейерберга, Коллинза, Рейтенфельса, Лизека) и отношениям его к окружающим, он обладал замечательно мягким, добродушным характером, был, по словам Котошихина , "гораздо тихим". Духовная атмосфера, среди которой он жил, развила в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов. Внутреннее религиозное чувство развивало в нем христианское смирение. "А мне, грешному, - пишет он, - здешняя честь, аки прах". Добродушие иногда, однако, сменялось кратковременными вспышками гнева. Любитель и знаток церковной службы, А. Михайлович позволял себе иногда грубую брань в храме, когда замечал какой-нибудь непорядок. Однажды царь, которому пускал кровь немецкий "дохтур", велел боярам испробовать то же средство. Р. Стрешнев не согласился. Царь собственноручно "смирил" старика, но затем не знал, какими подарками его задобрить. А. был отзывчив на горе и радость близких к нему людей. Замечательны в этом отношении его письма к Ордину-Нащокину и князю Н. Одоевскому. В страсти к соколиной охоте выразились эстетические наклонности А. Михайловича, большого любителя красивых зрелищ. Человек от природы умный и даровитый, он много читал, писал письма, составил "Уложение сокольничья пути", пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. Он выступил на историческую сцену в один из самых сложных моментов в жизни московского государства. "Разносторонние отношения", старинные и недавние, шведские, польские, крымские, турецкие, западнорусские, социальные, церковные, как нарочно, в это царствование обострились, встретились и перепутались, превратились в неотложные вопросы и требовали решения, не соблюдая своей исторической очереди, и над всеми ними, как общий ключ к их решению, стоял основной вопрос: "оставаться ли верным родной старине, или брать уроки у чужих?" (профессор Ключевский ). Впечатлительная натура царя влекла его к новым культурным течениям, уже прорывавшимся в московской жизни и выражавшимся в усвоении сначала внешних форм западноевропейского быта. А. охотно знакомился с разными заморскими диковинами. Он любил "комедийные действия", устраивал у себя вечерние пирушки с иноземной музыкой и танцами, вообще внес в свой личный обиход и в окружавшую жизнь больше свободы и движения. Понимая необходимость более широкого образования, чем то, которое до тех пор получали царские дети, он взял в наставники своим детям ученого Симеона Полоцкого , который учил царевичей латинскому и польскому языкам. Но, легко увлекаясь разными новшествами, А. не был способен стать во главе преобразовательного движения. Мягкий и созерцательный, он любил видеть во всем вокруг себя порядок, гармонию, "чин": "Без чина, - говорил он, - всякая вещь не утвердится и не укрепится". "Как человек порядка, а не идеи и увлечения, готового расстроить порядок во имя идеи, он готов был увлекаться всем хорошим, но ничем исключительно, чтобы ни в себе, ни вокруг себя не разрушить спокойного равновесия". Неспособный стать вождем преобразовательного движения, А. охотно выдвигал и поощрял людей, одаренных более или менее крупными реформаторскими талантами; таковы были А.Л. Ордин-Нащокин, патриарх Никон , Ф.М. Ртищев , Матвеев . Современники отметили, что А. Михайлович вступил на престол при иных условиях, чем его отец. По свидетельству Котошихина, А. Михайловича "обрали на царство" духовные власти, бояре, служилые, торговые и всяких чинов люди; но при этом молодой царь не принял на себя обязательств, какие взяты были с его отца. "А нынешнего царя обрали на царство, - пишет Котошихин, - а письма он на себя не дал никакого, что прежние цари выдавали, и не спрашивали, потому что разумели его гораздо тихим, и потому пишется самодержцем и государство свое правит по своей воле". Олеарий подтверждает, что А. Михайлович был избран земским собором. Он хорошо усвоил себе традиционный взгляд на высоту и могущество самодержавной власти. "Бог благословил, - писал он, - и предал нам, государю, править и рассуждать люди своя на востоке и на западе и на юге и на севере вправду". Одного из своих воевод он наставлял, что "лучше слезами, усердием и низостью (смирением) перед Богом промысел чинить, чем силой и славой" (надменностью). В 1652 году царь писал князю Одоевскому: "А мы, великий государь, ежедневно просим у Создателя и у Пречистой его Богоматери и у всех святых, чтобы Господь Бог даровал нам, великому государю, и вам, боярам, с нами единодушно люди Его световы управить вправду всем ровно". Следуя традиции - управлять государством по совету с боярами, - А. Михайлович усердно готовился к заседаниям боярской думы, как показывает сохранившаяся собственноручная его записочка: "о чем говорить с бояры". Гуманный характер власти А. Михайловича отмечен иностранцами. По словам Мейерберга, достойно было удивления, что царь, обладавший беспредельной властью над народом, который привык к полному рабству, не посягнул ни на чью честь и имущество. Задумав жениться, А. в 1647 году выбрал себе в жены дочь Рафа Всеволожского, но отказался от своего выбора вследствие интриг, в которые, вероятно, замешан был Морозов. В 1648 году, 16 января, царь вступил в брак с Марией Ильиничной Милославской ; вскоре затем Морозов женился на сестре ее Анне. Таким образом, Морозов и тесть его Милославский приобрели первенствующее значение при дворе. К этому времени, однако, уже ясно обнаружились результаты плохого внутреннего управления Б.И. Морозова. Царским указом и боярским приговором 7 февраля 1646 года установлена была новая пошлина на соль, заменившая не только прежнюю соляную пошлину, но и ямские и стрелецкие деньги; она превосходила рыночную цену соли приблизительно в 1 1/2 раза и вызвала сильное недовольство населения. К этому присоединились злоупотребления Милославского и молва о пристрастии царя и правителя к иностранным обычаям. Все эти причины вызвали бунт народный в Москве и беспорядки в других городах. 25 мая 1648 года народ стал требовать у царя выдачи Б. Морозова, затем разграбил его дом и убил окольничего Плещеева и думного дьяка Чистого . Царь поспешил тайно отправить Морозова в Кириллов монастырь, а народу выдал окольничего Траханиотова . Новая пошлина на соль отменена была в том же году. После того, как народное волнение стихло, Морозов возвратился ко двору и пользовался царским расположением, но не имел прежнего значения в управлении. А. Михайлович возмужал и уже более не нуждался в опеке; сам он писал Никону в 1651 году, что "слово его стало во дворце добре страшно". Слова эти, однако, на деле не оправдались. Мягкая, общительная натура царя нуждалась в советчике и друге. Таким "собинным", особенно любимым, другом стал Никон. Будучи в то время митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650 года усмирил мятежников, Никон овладел доверием царским, посвящен был в патриархи 25 июля 1652 года и стал оказывать прямое влияние на дела государственные, нося даже титул "великого государя". Московский мятеж 1648 года, отразившийся и в других городах (Сольвычегодске, Устюге-Великом, Новгороде, Пскове), ярко обнаружившаяся ненависть народа к "сильным" людям, ропот против самого царя, которого молва обвиняла в попустительстве злоупотреблениям этих "сильных" людей, повлияли на ускорение крупного государственного предприятия - кодификации законодательства, в чем давно уже чувствовалась потребность. По приговору царя с боярской думой и освященным собором, 16 июля 1648 года, поручено было особой комиссии из пяти лиц (бояр князей Одоевского и Прозоровского, окольничего князя Волконского , дьяков Леонтьева и Грибоедова) составить проект Уложения. К 1 сентября были вызваны в Москву на собор выборные люди разных чинов государства. 3 октября царь с духовенством и боярами начал слушать составленный комиссией проект, который в то же время читался выборным людям, существенно повлиявшим своими челобитьями на решение некоторых важных законодательных вопросов. Пока составлялось Уложение, там и сям еще вспыхивали мятежи. В январе 1649 года ходили толки о возможности нового восстания в столице. По словам патриарха Никона, и самый собор для составления Уложения был созван "боязни ради и междоусобия от всех черных людей, а не истинной правды ради". По окончании Уложения, по приказу царя духовенство, думные и выборные люди закрепили его своими подписями. Напечатанное в том же 1649 году и разосланное по приказам и воеводским канцеляриям, Уложение не только завершило собой ряд процессов нашей внутренней жизни, начавшихся со смуты и под ее влиянием, закрепило законом положение государства, создавшееся из этих процессов к половине XVII века, но явилось также основой и для дальнейшего развития законодательства. С течением времени оно пополнялось по отдельным пунктам новоуказными статьями. Таковы были при А. Михайловиче статьи о разбойных и убийственных делах (1669), о вотчинах и поместьях (1676). По мысли правительства издание Уложения должно было внести порядок и закономерность в управление и утишить народное недовольство. Вскоре, в начале 1650-х годов, выдвинулись на первый план дела внешней политики. Богдан Хмельницкий , потерпев неудачу в борьбе с поляками, обратился с просьбою о помощи к "царю восточному". На соборе, созванном в Москве 1 октября 1653 года, было решено принять казаков в подданство. Объявлена была война Польше, о разрыве с которой царь счел нужным известить цесаря и французского короля; за границей сделаны были закупки военных припасов. 18 мая 1654 года сам царь выступил в поход, съездив помолиться к Троице и в Саввин монастырь. Войско направилось к Смоленску. После сдачи Смоленска (23 сентября) царь возвратился в Вязьму. Весной 1655 года предпринят был новый поход. 30 июля царь совершил торжественный въезд в Вильну и принял титул государя Полоцкого и Мстиславского, а потом великого князя Литовского, Белой России, Волынского и Подольского, В ноябре царь возвратился в Москву. В это время успехи Карла X, короля шведского, завладевшего Познанью, Варшавой и Краковом, изменили ход военных действий. В Москве стали опасаться усиления Швеции на счет Польши. 15 июля 1656 года царь двинулся в Ливонию и, по взятии Динабурга и Кокенгузена, 20 августа осадил Ригу. Осада снята была вследствие слуха, что Карл X идет в Ливонию. Дерпт занят был московскими войсками. Царь отступил в Полоцк и здесь дождался перемирия с Польшей, заключенного 24 октября 1656 года. Положено было, между прочим, созвать для избрания А. Михайловича в преемники Яну-Казимиру сейм, с участием московских уполномоченных, уничтожить унию, дозволить в Польше свободное исповедание веры православной. Окончательный мир со Швецией был заключен в Кардисе в 1661 году; по этому миру царь уступил все завоеванные им местности. Невыгодные условия Кардисского мира вызваны были смутами в Малороссии и новой войной с Польшей. По смерти Богдана Хмельницкого, в июле 1657 года, Иван Выговской провозгласил себя гетманом и изменил Москве, но вскоре изгнан был самими казаками, которые избрали на его место Юрия , сына Богдана Хмельницкого. Юрий присягнул Москве, но вскоре постригся в монахи и был заменен, на правой стороне Днепра, Тетерей . Пользуясь смутами в Малороссии, польский сейм, под влиянием католических епископов, отказался признать А. Михайловича наследником польского престола и не уступал Москве ее завоеваний. Возникла вторая польская война. В июне 1659 года князь Трубецкой был разбит под Конотопом, где погиб цвет московской дворянской конницы; в сентябре потерпел поражение Шереметьев под Чудновым. В Москве была сильная тревога; царь даже готовился к отъезду в Нижний Новгород. Тетеря присягнул королю, который явился на левой стороне Днепра, но после неудачной осады Глухова, в начале 1664 года, и успешных действий его противников - Брюховецкого , избранного гетманом на левой стороне Днепра, и князя Ромодановского, - ушел за Десну. Ордын-Нащокин советовал царю отказаться от Малороссии и обратиться на Швецию. Эта мысль была с негодованием отвергнута царем. "Собаке, - писал он, - непристойно есть и одного куска хлеба православного", т. е. Польша не должна владеть и частью Малороссии. Благоприятному исходу борьбы способствовали внутренние беспорядки в Польше и переход гетмана Дорошенко , преемника Тетери, в подданство турецкого султана. 13 января 1667 года заключено было перемирие на 13 лет в деревне Андрусове. Царь А. по этому договору приобрел Смоленск, Северскую землю, левую сторону Днепра и, кроме того, Киев на два года. В период войн (1654 - 1667) А., лично побывав в Витебске, Полоцке, Могилеве, Ковне, Гродне, особенно в Вильне, познакомился там с новыми культурными порядками и обычаями. По возвращении в Москву, он сделал перемены в придворной обстановке. Во дворце появились обои (золотые кожи) и мебель на немецкий и польский образец. Но едва успела стихнуть война с Польшей, как правительство должно было обратить внимание на новые внутренние беспорядки - Соловецкое возмущение и бунт Разина . С падением патриарха Никона не было уничтожено главное его нововведение: исправление церковных книг. Многие священники и монастыри не согласились принять этих новшеств. Особенно упорное сопротивление оказал Соловецкий монастырь; осажденный с 1668 года, он был взят воеводой Мещериновым 22 января 1676 года; мятежники были перевешаны. В то же время на юге поднял бунт донской казак Степан Разин. Этот мятеж, распространившийся на Яик и Поволжье до Самары и Симбирска, питался не одним традиционным казацким своеволием; его поддерживала и народная масса, находившаяся в тяжелом экономическом положении, под податным и административным гнетом. Мятеж окончился в 1671 году казнью Разина в Москве. Вскоре после казни Разина началась война с Турцией из-за Малороссии. Брюховецкий изменил Москве, но был убит приверженцами Дорошенко. Последний стал гетманом обеих сторон Днепра и управление левым берегом поручил наказному гетману Многогрешному . Многогрешный был избран в гетманы на раде в Глухове (в марте 1669 года) и снова перешел на сторону Москвы, но свергнут старшинами и сослан в Сибирь. На его место в июне 1672 года избран Иван Самойлович . Между тем турецкий султан Магомет IV, которому поддался Дорошенко, не хотел отказаться и от левобережной Украины. Началась война, окончившаяся 20-летним миром лишь в 1681 году. Враждебные отношения к Крыму заставили усилить оборону южных границ, чему помогло, между прочим, выселение малороссов (черкас) в Слободскую Украину. Против Крыма московское правительство пользовалось казацкими набегами, а однажды и московское войско, под начальством князя К.М. Черкасского, проникло во внутренность Крымского полуострова. На восточных границах продолжалось приобретение "новых землиц" смелыми промышленниками и искателями добычи, доходившими до берегов Ледовитого моря и до границы Китая. На этом поприще в царствование А. Михайловича приобрели известность А. Булыгин, С. Дежнев , Е. Хабаров , М. Стадухин , О. Степанов . Правительство закрепляло результаты деятельности этих смельчаков постройкой новых городов и укрепленных пунктов. При А. Михайловиче построены Нерчинск (1658), Иркутск (1659), Селенгинск (1666). В 1655 году признали власть московского царя кочевавшие в астраханских степях калмыки. С западноевропейскими государствами происходили довольно оживленные сношения. Сношения с Англией, прерванные революцией 1649 года, когда у англичан были отняты торговые привилегии, возобновились при Карле II. В 1663 году царь посылал особое посольство поздравлять его с восшествием на престол. Вслед затем в Москву явилось английское посольство, с Карлейлем во главе, хлопотавшее, но безуспешно, о возобновлении прежних торговых привилегий англичанам. С Австрией шли сношения, главным образом, по вопросу о посредничестве при мирных переговорах с Польшей. Завязывались сношения и с восточными государствами: Персией, Китаем (посольства Байкова и Спафария ), великим Моголом. Мирные дипломатические сношения с иностранными государствами принимают при А. Михайловиче более правильный и прочный характер: в Москве появляются постоянные иностранные резиденты. Оживлению и значительности дипломатических сношений Москвы с другими государствами много способствовало то обстоятельство, что во главе посольского приказа стоял (до 1670) такой выдающийся человек, как Ордын-Нащокин. В общем внешняя политика московского государства при А. Михайловиче сделала значительные успехи; в это время уже намечаются те вопросы, за разрешение которых возьмется Петр Великий . - Внутренняя политика правительства А. Михайловича отражала в себе двойственный характер эпохи. С одной стороны, она направлялась на развитие и завершение старомосковского государственного и социального строя; с другой - вступала уже на путь реформ, связывающихся с преобразованиями Петра Великого. По примеру отца и под давлением трудных обстоятельств первых лет своего царствования, А. Михайлович для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики обращался за это время к содействию земского собора. Но после 1654 года земский собор уже не созывается до конца царствования сына А. Михайловича, Федора . В необходимых случаях правительство А. Михайловича начинает обращаться не к "совету всей земли", а к совещаниям представителей того или другого заинтересованного в данном вопросе общественного класса. Как на непосредственную причину упадка значения земского собора при А. Михайловиче историки указывают на влияние "сильных" людей и высшего духовенства (патриарха Никона), злоупотребления и неправды которых подвергались иногда очень резким обличениям на соборах со стороны представителей служилых и тяглых классов. С другой стороны, сословное разделение общества и санкционированное законом именно при А. Михайловиче закрепощение низших тяглых классов обостряло рознь классовых интересов и мешало создаться той общественной солидарности, без которой не было почвы для защиты идеи земского представительства. Упадок земских соборов не отразился прямо какими-либо крупными переменами в порядке государственного управления, но он был чреват последствиями, потому что открывал простор развитию бюрократизма в управлении. Сложившаяся еще при старой династии и до смуты система центральных органов управления, боярская дума и приказы - оставалась непоколебленной в основании. Но в эти учреждения со времени А. Михайловича стали вноситься частичные изменения, клонившиеся к большей централизации и сосредоточенности громоздкого и сложного административного аппарата. Из обширного личного состава старой боярской думы, т. е. совокупности думных людей, которых карикатурно изображал Котошихин, выделяется немногочисленная по составу расправная палата для решения текущих дел судебных и административных. Беспорядочная группа "приказов" значительно увеличивается при А. Михайловиче; учреждается ряд новых приказов для новых отраслей управления или для заведования делами новоприобретенных областей (приказы смоленский, малороссийский, литовский). Из новых приказов заслуживают особого внимания приказ тайных дел, в учреждении которого отразились личные административные вкусы и привычки А. Михайловича. По свидетельству Котошихина, А. Михайлович учредил этот приказ для того, "чтобы его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре бы и думные люди о том ни о чем не ведали". На практике это была, по словам профессора Ключевского, собственная царская канцелярия, через которую проходили самые разнообразные дела, касавшиеся как вопросов государственного управления, так и частного хозяйства и личного обихода царя. Приказ тайных дел был закрыт по смерти А. Михайловича. Неудобства сложного и запутанного приказного управления стали настолько очевидны к средине XVII века, что при А. Михайловиче делаются первые попытки внести в него больше стройности и систематичности; эти попытки выражаются в объединении однородных приказов в обширные ведомства или в подчинении группы приказов одному лицу. Та же централизационная тенденция замечается и в сфере местного управления. Еще при Михаиле Федоровиче некоторые уезды объединялись под ведением главных командиров местных войск. При А. Михайловиче образуется несколько таких крупных военно-административных округов или "разрядов" (новгородский, севский, белгородский, тамбовский, казанский), которые, по мнению историков, послужили основой первого деления России на губернии при Петре Великом. Широко развившиеся в XVII веке злоупотребления воеводского управления вызывали паллиативные меры, плохо достигавшие цели. Запрещено было назначать на должности воевод местных землевладельцев. В отношении общественного строя законодательство А. Михайловича скорее санкционировало результаты давно начавшихся процессов, чем создавало почву для нового общественного строя. Особенно важное значение имело законодательство, касавшееся тяглых классов - сельского и посадского населения. XI гл. Уложения впервые изложила в общей форме основания и формы прикрепления крестьян и дала точки опоры для дальнейшего развития крепостного права. Уложение же (XIX гл.) прикрепило городское население к тяглу на посадах. Законом 1658 года установлена была смертная казнь за выход из посада. "Беломестцам" (монастырям и служилым людям) было запрещено владеть в посадах тяглыми дворами и лавками. Приняты были также меры против "закладничества", как средства уклонения от тягла. В главе о холопстве Уложение также подводило итог предшествующему законодательству; пресекая источники полного холопства, кроме рождения, оно выдвигало на первый план "кабальное", т. е. временное холопство. В положение служилого класса законодательство А. Михайловича не внесло существенных перемен, ограничиваясь регулированием его служебных повинностей и земледельческих прав. Наиболее существенное значение для дворянства имело прикрепление крестьян по Уложению. В этом отношении - например, в установлении бессрочного сыска беглых крестьян - А. Михайлович уступал настойчивому домогательству служилых людей на соборе 1648 года. Таким образом, кодификация московского законодательства при А. Михайловиче сопровождалась более отчетливой кристаллизацией сословного строя русского общества. В начинавшемся преобразовательном движении особенное внимание правительства А. Михайловича привлекали вопросы военной организации, государственного хозяйства и церковные нововведения. Военные силы при А. Михайловиче развивались в направлении, ясно определившемся еще в предшествующее царствование: дворянская конница и народное ополчение постепенно заменялись организованными на западноевропейский лад регулярными конными (рейтарскими и драгунскими) и пехотными (солдатскими) полками. Через особых агентов (например, Иван Гебдон ) нанимались за границей военные инструкторы и добывались новости военного дела. В 1647 году был издан перевод одного немецкого руководства тактики: "Учение и хитрость ратного строя пехотных людей". Появляется мысль о флоте. В 1669 году в селе Дединове Коломенского уезда был выстроен голландскими мастерами корабль "Орел", спущенный в Каспийское море и в следующем году сожженный Разиным. В 1662 году велись переговоры с курляндским правительством о разрешении завести московские корабли в курляндских гаванях. Реорганизация военных сил и связанное с нею стремление перенести с запада разного рода технические знания были главной причиной большого наплыва в Москву иноземцев. Наряду с этим действовало еще традиционное недоверие и опасливое отношение к иноверцам. В 1652 году все иноземцы были выселены в особую подгородную слободу, так называемую Иноземскую или Немецкую. Эта слобода явилась проводником новых культурных влияний на московское общество. Быстрый рост вооруженных сил и расходов на их содержание, вызывавший крайнее напряжение податных сил населения, толкнул правительство А. Михайловича на ряд весьма рискованных финансовых операций, кончившихся очень печально. Вместе с новой соляной пошлиной отменена была заведенная было табачная монополия и восстановлен указ 1634 года, грозивший смертной казнью за употребление и торговлю "богоненавистным и богомерзким зельем". В 1656 году, ввиду недостатка в казне серебряной монеты, выпущены были медные деньги с принудительным курсом серебряных. Подделка медной монеты, падение курса медных денег, вздорожание товаров привели к полному краху и этой операции, опять сопровождавшемуся мятежом. Летом 1662 года мятежники в селе Коломенском окружили самого царя, хватали его за кафтан и требовали выдачи "изменников", приближенных и родственников царя, которых обвиняли в злоупотреблениях с медными деньгами (И.Д. Милославского и думного дворянина Матюшкина ). Царь сначала было ударил по рукам с одним из мятежников в том, что лично расследует дело, но потом, раздосадованный настойчивостью мятежной, хотя и безоружной, толпы, приказал разогнать ее силой; много народа было побито, ранено и отправлено в ссылку. В 1663 году медные деньги были отменены и восстановлено серебряное обращение. Более серьезное, историческое основание имели меры, направленные к коронной реформе системы прямого обложения. Еще при царе Михаиле обнаружилась непригодность старой системы поземельного, посошного обложения. Общая подворная перепись населения в 1646 году подготовила переход от посошного к подворному обложению. Последнее окончательно установилось уже при преемнике А. Михайловича - царе Федоре. Для торговли важное значение имел Новоторговый устав 1667 года, составленный в интересах высшего московского купечества, "гостей". Лично всего более заинтересован был А. Михайлович в церковных новшествах своего "собинного друга", патриарха Никона. Торжественно обещая патриарху полную свободу "устроения церкви", царь имел в виду борьбу с теми обрядовыми различиями, которые установились в русской церковной практике сравнительно с греческой. По выражению профессора Каптерева , А. Михайлович был убежденным "грекофилом". Его горячим желанием было установить полное, обрядовое согласие русской церкви с греческой. Для Никона же основной целью было достижение независимости духовной власти от светской. Продолжительное отсутствие А. Михайловича из Москвы во время походов 1654 - 1658 годов освободило его от подавляющего влияния Никона. Этим воспользовались бояре, враги властолюбивого и сурового патриарха, и подготовили почву к открытому разрыву. В 1658 году Никон удалился с патриаршего престола. В дальнейшем своем развитии личная ссора царя с патриархом приняла характер принципиального вопроса о взаимоотношении духовной и светской власти. Этим вопросом должен был заняться собор 1666 года, происходивший в Москве в присутствии восточных патриархов. Разрыв с Никоном причинил большое душевное страдание мягкосердечному и впечатлительному А. Михайловичу. На соборе 1666 года он чувствовал себя в положении обвиняемого и со слезами просил патриархов очистить его от обвинений в стремлении унизить церковь и овладеть ее достоянием, какие предъявлял ему Никон. В последние годы правления царя А. при дворе особенно возвысился А.С. Матвеев. Через два года по смерти М.И. Милославской (4 марта 1669 года) царь женился на его родственнице, Наталье Кирилловне Нарышкиной , 22 января 1671 года. Матвеев, поклонник западноевропейских обычаев, давал театральные представления, на которые ходил не только сам царь, но и царица, царевичи и царевны (например, 2 ноября 1672 года в селе Преображенском). 1 сентября 1674 года царь "объявил" сына своего Федора народу как наследника престола, а под 30 января 1676 года умер, 47 лет от роду. Царь А. от М.И. Милославской имел детей: Дмитрия (1649 - 1651), Евдокию (1650 - 1712), Марфу (1652 - 1707), Алексея (1654 - 1670), Анну (1655 - 1659), Софью (1657 - 1704), Екатерину (1658 - 1718), Марию (1660 - 1723), Федора (1661 - 1682), Феодосию (1662 - 1713), Симеона (1665 - 1669), Ивана (1666 - 1696), Евдокию (1669 - 1669). От Н.К. Нарышкиной царь имел детей: Петра (родился 30 мая 1672 года, умер 28 января 1725 года), Наталью (родилась в августе 1673 года, умерла в июне 1716 года), Федора (родился в сентябре 1674 года, умер в ноябре 1678 года). - Ср. С. Соловьев , "История России", тт. X, XI и XII; В. Берх , "Царствование царя А. Михайловича" (СПб., 1831); И. Забелин , "Царь А. Михайлович" (в "Опытах изучения русских древностей и истории", т. I, стр. 203 - 281; то же в "Отечественных Записках", т. 110); М. Хмыров, "Царь А. Михайлович и его время" (в "Древней и Новой России", т. III, 1875); С. Платонов , "Царь А. Михайлович" (в "Историческом Вестнике", 1886 год, май, и в "Статьях по русской истории"; Иловайский , "История России", т. V; Каптерев, "Патриарх Никон и царь А. Михайлович"; Ключевский, "Курс русской истории", т. III.

Краткая биографическая энциклопедия .