Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Даниил (Шерстенников) ( 1871 - 1932 ), епископ Охотский, викарий Камчатской епархии.
В миру Шерстенников Даниил Константинович.
Жизнеописание
Детство и образование
Будущий епископ Даниил родился 29 декабря 1871 года в селе Прокопьевском , Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика.
Получив образование в Вятской духовной семинарии , Даниил выпустился в 1895 году и был рукоположен во диакона 15 сентября того же года. После этого он был определен учителем церковноприходской школы при Богородицкой церкви села Пареза Глазовского уезда. С этого же года состоял членом Вятского братства свт.Николая Чудотворца .
Служение в Вятской епархии
16 февраля 1897 года последовало его рукоположение во иерея и назначение на должность благочинного и, до 1903 года, противораскольнического миссионера по южной части Глазовского уезда. С 1897 по 1907 год он состоял законоучителем Парезской земской школы. Под 1898 годом упоминается как член Православного миссионерского общества . С 1905 по 1907 год его благочинием является 5-й округ Глазовского уезда и единоверческие церкви южной части уезда, о. Даниил также заведующий и законоучитель Большекомаровской школы грамоты.
В 1907 году и до отбытия из Вятской епархии в 1911 году о. Даниил был благочинным церквей города Глазова и учителем Воронской и Рыбачковской школ грамоты, заведующим и законоучителем Игоринской школы грамоты и церковноприходской школы, Кипринского и Сыглинского земских училищ. В эти годы он также состоял действительным членом Глазовского попечительства детских приютов ведомства Учреждений Императрицы Марии. В эти же годы он был возведен в сан протоиерея . В 1908 году о. Даниил овдовел, а в 1911 был направлен епископом Вятским и Слободским Филаретом (Никольским) в помощь камчатскому миссионеру иеромонаху Нестору (Анисимову) на Камчатку для содействия в расширении религиозно-просветительской работы.
Священник на Дальнем Востоке
По пребытии в Петропавловск-на-Камчатке он возглавил местное отделение Камчатского благотворительного братства , стал соборным протоиереем, благочинным 10 (т.е. камчатского) округа Владивостокской епархии , заведующим и учитель Петропавловской второклассной школы. [1]
В 1912 году протоиерей Даниил, вступивший в ведение своим благочинием, докладывал о состоянии церквей на полуострове: «Приходов - 9, количество церквей - 11, в Петропавловске - 3. Старый деревянный собор начала 19 века, досчатый собор, выстроенный в 1873 году, сохранился в хорошем состоянии и кладбищенский, перенесенный с места при братской могиле.» [2] В суровых условиях Камчатки он проявил себя усердным и примерным служителем Церкви, а с началом Первой мировой войны отдал на Красный Крест все имеющиеся у него деньги, включая сумму от продажи своего катера и личной квартирной обстановки.
В 1916 году протоиерей Даниил был переведен настоятелем в кафедральный Владивостокский Успенский собор , где с 1919 года был избран на должность председателя епархиального совета. 7 декабря того же года он участвовал в чрезвычайном собрании духовенства и мирян под председательством епископа Михаила (Богданова) по поводу избрания делегатов на Государственное Земское совещание в Иркутске, назначенное на 1 января 1920 года.
Камчатский Архиерей
В августе 1922 года в Никольске-Уссурийском состоялось Дальневосточное епископское совещание, на основании которого 13 сентября 1922 года Высшее Церковное Управление Заграницей приняло решение, благословленное святителем патриархом Тихоном , о выделении Камчатской кафедры в самостоятельную с образованием в ее составе Охотского викариатства и назначением на должность епископа протоиерея Даниила. Приняв монашество с сохранинием имени Даниил, он был рукоположен во Владивостоке епископами Владивостокским Михаилом и Камчатским Нестором . [3] Епископ Нестор, представляя нового архиерея, в обращении к камчатской пастве писал: Едва ли нужно много говорить вам о строго пастырской и подвижнической жизни преосвященного Даниила. Вы все его хорошо знаете. Я же свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас (Кол. 4, 13) и является к вам, как и прежде, пастырем добрым, служащим для всех правилом веры и учителем воздержания и благочестия.
25 октября 1922 года владыка Даниил вернулся в Петропавловск из Владивостока вместе с новыми гражданскими властями назаначенными Приамурским Временным Правительством. Вместе с ними он был принят народом, под звон колоколов хлебом-солью был встречен на паперти церковным старостой Федоровым и совершил благодарственный молебен. [4] Однако, уже через неделю до Петропавловска докатилась весть о том что последняя часть Дальневосточной России в руках белых сил, Приамурский Земский Край под управлением Правителя М. К. Дитерихса , прекратил существование. Красные вскоре заняли его территорию и, в то время как епископ Нестор ушел в изгнание вместе с белыми, епископ Даниил остался с камчатской паствой и должен был взять на себя управление епархией. После установления на Камчатке советской власти начались преследования духовенства. Когда был арестован настоятель Петропавловского собора священник Михаил Ерохин , епископ Даниил неоднократно обращался к местным властям с просьбой о его освобождении, но это лишь привело к аресту самого владыки вместе с братом Павлом за «сопротивление изъятию церковных ценностей» в 1923 году. В августе их отправили в распоряжение Владивостокского отдела ГПУ НКВД, откуда владыка был переведен 23 декабря 1923 года в Читу , а 14 февраля 1924 года выпущен с подпиской о невыезде с места освобождения.
Православный Архипастырь Дальнего Востока
Ко времени его освобождения Забайкальская епархия уже более года находилась в руках красных и большевистская политика по отношению к Церкви воплощалась здесь в полной мере – проводилась жестокая экспроприация и уничтожение церквей, были закрыты церковные органы печати, государство активно поддерживало раскольников- обновленцев , т. н. «живоцерковников». После заключения в начале 1924 года Селенгинского епископа Софрония (Старкова) православное духовенство Забайкалья было обезглавлено, достоверных вестей о Патриархии не было, и лишь единицы среди священнослужителей не уклонились тогда, хотя бы формально, в воинствующий раскол. Оказавшись единственным православным архиереем в Чите Преосвященнейший Даниил выступал как миссионер, разъясняя различия Православия и обновленческой ереси, отвечая на многочисленные вопросы, накопившиеся у православного священства и мирян.
5 декабря 1924 года владыка был назначен святым патриархом Тихоном временным попечителем Забайкальской епархии с сохранением титула епископа Охотского, после чего сразу же приступил к возраждению епархии. Одним из его первых шагов было создание в конце 1924 года противообновленческой миссии. Назначаются священники-миссионеры, которым определяются районы их деятельности в Забайкальской епархии, производится сбор необходимой информации. Миссия оказалась действенной, так как предшествующий успех обновленцев во многом объяснялся лишь незнанием положения Православной Церкви.
За полгода, к июню 1925 года, епископу Даниилу удалось фактически восстановить Забайкальскую епархию – из 227 общин, изначально бывших православными, к 3 июня 1925 года владыке подчинились до 50, и с каждым месяцем их количество росло. Несмотря на противодействие властей, к 1926 году в православных храмах возносились молитвы об обращении раскольников, писались воззвания против живистов и критичиские анализы их публикаций, проводились публичные диспуты в которых, по всей вероятности, периодически принимал участие сам владыка.
18 ноября 1926 года Преосвященнейший Даниил был назначен управляющим Иркутской епархией [5] , а попечение о епархии Забайкальской Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергий (Страгородский) передал епископу Нижнеудинскому Евсевию (Рождественскому) , проживавшему на покое в Иркутске . Пробыв ещё немного времени в Чите и сдав дела благочинному протоиерею Иннокентию Томилину , владыка Даниил 6 декабря выехал в Иркутск. Здесь он организовал материальную поддержку отбывавшим ссылку в Прибайкалье священнослужителям и продолжал обличать обновленчество. Однако, так как владыка Евсевий отказывался принять на себя управление Читинской епархией, с 1 февраля 1927 года епископ Даниил по просьбам паствы согласился вновь взять на себя управление Забайкальской епархией, хотя одновременно являлся управляющим Иркутской и Камчатской епархиями.
Арест и кончина
Ещё в начале апреля он нёс своё архиерейское послушание, но уже через месяц был арестован. 29 августа 1927 года коллегия ОГПУ приговорила владыку к пяти годам ИТЛ по обвинению что он «принял на себя руководство нелегальным комитетом взаимопомощи, использовал амвон для проповедей а(нти)/с(оветского) содержания». В материалах дела 1927 года есть характеристика на владыку Даниила из органов ОГПУ: Элемент антисоветский, завербован ( 1924 г.) под нажимом следственного дела. Упрямый, хитрый, самолюбивый, недисциплинированный, требует твердого нажима. Задания всегда старается не выполнять. Кроме того Шерстенников расконспирировался, разгласил порученное ему задание и, более того, повел работу по обработке мирян и духовенства против заданных платформ о переводе Иркутской епархии ВВЦС или автокефалии.
16 января 1928 года прибыл в Соловецкий лагерь особого назначения , но затем заключение в концлагере было заменено на ссылку в Коми , а последним местом его проживания стало село Поля Онежского района Архангельской области («на линии Мурманской желдороги»). Многие годы трудов и страданий подорвали здоровье владыки, терзаемого болезнью сердца, астмой, ревматизмом, геморроем и малокровием. Однако, даже находясь в ссылке в селе Поля, где единственная церковь была захвачена обновленцами, владыка ходил к Богослужению в православный храм в селе Чекуево , расстояние до которого составляло примерно семь вёрст. За неимением подходящего для молитвы помещения молился в сооруженном им "ледяном доме", продолжал наставлять свою забайкальскую паству в письмах. Паства, сохраняя с ним связь, стараясь материально поддерживать его в заключении.
1 февраля 1932 года, за два месяца до срока окончания ссылки, епископ Охотский Даниил (Шерстенников), отошёл ко Господу и был похоронен он был на кладбище села Поля. Отпевание его совершил местный обновленческий «протоиерей» Иоанн Доброжаевский . Епископ Марк (Боголюбов) , управлявший тогда Забайкальской епархией, получив известие о кончине владыки Даниила, отметил, что «среди верующих сохранилась о Епископе Данииле память, как о молитвеннике, аскете, любвеобильном, кротком архипастыре и стойком борце за Православие».
Хотя и епархиальные документы и Журнал Московской Патриархии за 1932 год свидетельствуют о кончине владыки, в начале 1950 -х распространился слух о том, что «епископ Читинский и Забайкальский» Даниил (Шерстенников) был освобожден из заключения в 1953 году и проживал тайно в Барнауле у одного полковника. Эта легенда, популярная среди «катакомбников», использовалась для доказательства апостольского приемства раскольнических иерархов якобы им рукоположенных, но вряд ли основывается на достоверных фактах. Взгляды владыки на расколы в Русской Православной Церкви в середине 1920 -х годов достаточно ясно выражены в одобренном им противообновленческом послании от 8 сентября 1926 года: …митрополит Агафангел , возвращаясь с крайнего и глухого севера… не знакомый со всеми обстоятельствами и настроениями в жизни Русской Церкви… выпустил уже свое воззвание, но потом, войдя в курс церковной жизни, от своего намерения отказался в пользу того порядка, стражем которого, до освобождения митрополита Петра , являлся по поручению последнего, митрополит Сергий , которому и подчиняется теперь вся Православно-Русская Церковь. Не исключено, однако, что в начале 1950 -х годов в Барнауле действовал самозванец назвавшийся именем владыки.
11 ноября 1993 года Президиум Иркутского областного суда реабилитировал епископа Даниила по делу 1927 года.
Награды
набедренник ( 1899 ).
скуфья ( 1901 ).
камилавка ( 1904 ).
наперсный крест ( 1911 ).
орден св. Анны 3-й степени ( 1914 ).
Документы и литература
ФАМ I, № 87, 7.
Вестн. Св. Син. Прав. Рус. Церкви (обновленч.), 1926, № 12-13, 23.
ГАРФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.79.
Архив УФСБ по Иркутской обл. Д.17462.
Архив УФСБ по Иркутской обл. Д.17705.
ЖМП , 1932. №11-12, 11.
Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно) , т. 3, Erlangen, 1979-1989, 24.
«Катакомбы», Русское Возрождение , Нью-Йорк, 1982, № 20, 136; 1983, № 21, 186-200.
Резникова И., Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря , Санкт-Петербург, 1994, 141.
Губонин, М. Е., сост., Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сборник в 2-х частях , Москва, 1994, 971.
История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней, 1917-1970 , т. 1, Санкт-Петербург, 1997, 553.
Фомин, Сергей, Божиею Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского , Изд-во «Правило Веры», Москва, 2002, 359, 447.
Использованные материалы
Статья бызы данных Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века Православного Свято-Тихоновского Богословского Института:
http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF...slAU
Саввин, Димитрий, «“Любвеобильный, кроткий архипастырь и стойкий борец за Православие” (Епископ Охотский Даниил (Шерстенников), попечитель Читинско-Забайкальской епархии в 1924-1927 гг.)», сайт Читинско-Забайкальской епархии:
http://chita.eparhia.ru/enapx/apxuepeu/daniil/
Фомин, Сергей, Божиею Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского , Изд-во «Правило Веры», Москва, 2002, 359, 447.
Страница портала Русское Православие :
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5646
Пустовит, Валентин, «Гибель Парламента», ч.1, Новая Камчатская Правда , №28, 20.07.2000:
http://nkp.iks.ru/arhiv/html_arhiv/2000/28/28_5.html
[1] Нестор, архиепископ Камчатский и Петропавловский, «Моя Камчатка», Фомин, Сергей, Божиею Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского , Изд-во «Правило Веры», Москва, 2002, 359.
[2] Цитата по Савина, Людмила, «К 300-летию Православия на Камчатке», Вести (Петропавловск-Камчатский) , 14.10.2005.
[3] Нестор, архиепископ Камчатский и Петропавловский, «Из Моих Воспоминаний», Фомин, Сергей, Божиею Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского , Изд-во «Правило Веры», Москва, 2002, 447. В некоторых источниках дату архиерейской хиротонии владыки Даниила относят к 1920 году называя его «Епископом Читинским, викарием Забайкальской епархии». Этому не найдено документальных подтверждений. Вдобавок, так-как Чита была кафедральным городом Забайкальской епархии , а единственная викарная кафедра, имеющаяся в её пределах, находилась в Селенгинске , даже само вышепреведённое титулование наверное является ошибочным.
[4] Пустовит, Валентин, «Гибель Парламента», ч.1, _Новая Камчатская Правда_, №28, 20.07.2000, http://nkp.iks.ru/arhiv/html_arhiv/2000/28/28_5.html.
[5] Возможно что в краткий период управления исключительно Иркутской епархией епископ Даниил титуловался «епископ Киренский, викарий Иркутской епархии», но впоследствии вновь был известен как «Охотский». См. http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF...lAU.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент