религиозное движение, которое началось в Новой Англии в 30-е годы 18 в. и распространилось во всех североамериканских колониях. Следствием его явилось разделение многих церквей на общины Старого света (Old Light) и Нового света (New Light), а также создание множества колледжей, в которых, согласно чаяниям приверженцев групп Нового света, их дети смогут получить надлежащее образование. Пресвитериане организовали колледж Нью-Джерси, из которого впоследствии вырос Принстонский университет, голландские реформаты - колледж Рутгерса, баптисты - колледж Брауна, конгрегационалисты - Дартмутский колледж. Известными проповедниками движения стали Дж.Эдуардс из Нортхэмптона (шт. Массачусетс), и Дж.Уайтфилд, странствующий проповедник из Англии.
Эдуардс был горячим сторонником кальвинизма старого толка, в частности защищал учение о предопределении, полемизируя с арминианами, которые считали, что спасение человека, наделенного свободной волей, зависит от его поведения. В отличие от ранних пуританских проповедников, Эдуардс своими выступлениями доводил слушающих до исступления, способствуя их религиозному обращению. Уайтфилд выступал против беззаконий, царящих в городах колоний и колледжах, и указывал на опасность свободомыслия.
Споры раскололи многие общины на последователей старых идей, которые при этом назывались "новосветниками", и приверженцев новых идей, именовавшихся "старосветниками". Дискуссии в ходе Великого пробуждения во многом способствовали устранению религиозных ограничений в колониях, созданию новых учебных заведений и выходу церквей из-под опеки государства во времена Американской революции.