Значение АБАЛАКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо

Что такое АБАЛАКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Абалакская икона Божией Матери «Знамение» (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская), самая почитаемая в Сибири икона.

Празднование 27 ноября , 20 июля .

Название происходит от татарского селения Абалак , расположенного в 30 км от Тобольска . В Сказании об Абалакской иконе «Знамение» сообщается о явлении в 1636 г. вдовице Марии «в легком сне» двух икон — Богоматери «Знамение» и преподобной Марии Египетской и, «аки жива суща», святителя Николая . От иконы Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя преподобной Марии Египетской и святителя Николая.

С благословения Тобольского архиепископа Нектария (Теляшина) в 1636 г. началось строительство церкви и была написана икона Божией Матери «Знамение», Абалакская, протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем Мартыновым по заказу крестьянина Е. Коки, с выздоровления которого начались чудеса исцелений от иконы.

Сказание об Абалакской иконе «Знамение», включающее рассказ о явлении иконы и чудесах от нее, сохранилось в 2-х редакциях и дошло не менее чем в 10 списках XVII — начала XIX в. Древнейшая редакция написана в 1641 г. при Тобольском архиепископе Герасиме (Кремлеве) на основании расспросных речей вдовицы Марии, сохранившихся в подлиннике [1] . Ее автором предположительно был Савва Есипов, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской Есиповской летописи. Характер повествования в этом варианте Сказания близок к документальному, хотя язык в значительной мере приближен к книжному. В середине 40-х гг. XVII в. Сказание было продолжено записью чудес местным священником Павлом Стефановым; при архиепископе Корнилии (1664–1677) создана новая редакция памятника — текст подвергся стилистическим изменениям и был дополнен новыми чудесами (последнее датируется 1675 г.), записанными в окружении тобольского архиерея. В Сказании описано около 130 чудес, среди получивших исцеление от иконы есть жители Центральной России ( Ярославль ), что свидетельствует об общероссийской известности Абалакской иконы «Знамение» уже во 2-й половине XVII в. Сообщения о чудесах исцелений от Абалакской иконы «Знамение», совершавшиеся в XIX в., публиковались в приложениях к изданию Сказания. 2-я редакция Сказания опубликована в XIX — начале XX в. только в переложениях.

Особой службы Абалакской иконе «Знамение» нет. Празднование совершается в день иконы Божией Матери «Знамение» — 27 ноября (10 декабря). Но тропарь в честь Абалакской иконы «Знамение» отличается от тропаря праздника иконы «Знамение» : вместо слов «Мир Граду Твоему даруй» поется: «Мир молящимся Тебе даруй». Архиепископ Корнилий в память о прекращении дождей по молитве Абалакской иконе «Знамение» учредил в 1666 г. ежегодный крестный ход из Абалака в Тобольск , совпадавший с днем празднования (8 июля) древней сибирской святыни — чудотворной Казанской иконы (Тобольской) в кафедральном соборе. Икона оставалась в городе до 20 июля , ставшего вторым днем празднования иконе, позже прекратившегося, т.к. оно приходилось на время совершения крестного хода.

Абалакская икона Божией Матери «Знамение» не сохранилась. Она представляла собой список иконы «Знамение» Новгородской , дополненный образами святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Икона была вставлена в деревянную раму-икону с живописными изображениями Богородичных праздников. Размер иконы 27,0 на 22,5 см, размер рамы 108 на 80 см.

Списки иконы

В XVII – XIX вв. с Абалакской иконы «Знамение» в Сибири было сделано много списков, которые почитались как чудотворные.

Абалакская икона «Знамение» Семипалатинская — один из самых почитаемых списков с Абалакской иконы «Знамение», вероятно исполненный в 1-й пол. XVII в. тем же самым иконописцем в меру и подобие оригинала; этот список отпускали в сибирские города и уезды на поклонение вместо подлинной иконы.

В 1712 г. список Абалакской иконы «Знамение» был принесен на военный корабль, следовавший из Тобольска вверх по Иртышу. После молебна, который отслужили на судне перед иконой, корабль поплыл «сам собою» против течения реки, остановился, дойдя до г. Семипалатинска . Икону поместили в Знаменский собор города , она особенно почиталась военными. После революции 1917 г. собор был захвачен обновленцами , уже тогда с иконы были сняты драгоценные части ее убора. После взрыва собора в 1919 г. сведений об иконе нет.

Абалакская икона «Знамение» из Красноярского Знаменского скита , икона из местного ряда иконостаса Знаменского скита [2] — наиболее близкий к оригиналу список, выполненный в 1887 – 1889 гг. в Екатеринбурге . Чудотворения от этого образа зафиксированы надписью на иконе 10-х гг. XX в. «Знамение» Божией Матери с видом Знаменского скита, выполненной «(Тща)нием ме(щанина)... Мельникова... (получивш)аго избавлен(ие) (от не)мочи» [3] .

Литература

Записки к Сибирской истории // Древняя Российская Вивлиофика. М., 1788. Т. 3. С. 157–159;

Абалакская чудотворная икона Богоматери. Тобольск, 1836 (и послед. изд.);

Березин З. Абалацкий монастырь и чудотворная икона Знамение Божией Матери. Казань, 1848;

Сказание о иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою. М., 1849;

Новые благодатные явления от Абалацкой иконы Божией Матери. Омск, 1879;

Сулоцкий А., прот. Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою и о важнейших копиях с нея, с изображением иконы Абалацкой Божией Матери. 6-е изд. Тобольск, 1888;

Алексинский Д., свящ. Краткое сказение о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о чудотворной копии с нея, находящихся в г. Семипалатинске и о святом ключе. Семипалатинск, 1900;

Соловьев А. Святая икона Божией Матери, именуемая Абалацкою. Ея список находится в Семипалатинском Знаменском соборе. Сергиев Посад, 1909;

Богоматерь: Полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвященных ее имени чудотворных икон / Под ред. Е. Поселянина. СПб., 1909. С. 735–739, 744–745;

Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, что в селе Протопоповском, Тобольского округа. Томск, 1913;

СККДР. СПб., 1992. Вып. 3. XVIII в. Ч. 1. С. 317–318;

Юрьевский А. Редкий памятник сибирской духовной письменности первой половины XVII века // Тобольские А.А.. 1902. 24. С. 447–464;

Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. Новосибирск, 1973. С. 139–140;

Пивоваров Б. Небесной покровительнице Сибири // ЖМП. 1991. № 7. С. 35;

Сибирская икона: Альбом. Омск, 1999.

Источники

Статья из I тома «Православной энциклопедии»

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=39272&p_comment=belief

[1] РГАДА. Ф. 214. Стб. 911. Л. 530–543

[2] Красноярский краеведческий музей. Инв. № ЖИ-1295

[3] Красноярский краеведческий музей. Инв. № ЖИ-1302

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.