Значение МОЗДОКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо

Что такое МОЗДОКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Моздокская икона Божией Матери [1]

Празднование на Преполовение Пятидесятницы в день явления, 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы .

Моздокская икона была писана иконописцем при дворе святой царицы Тамары , по преданию, приготовлявшимся к своему труду сорокадневным постом и молитвами. Размер иконы 124,46 х 102,235 см (один аршин и двенадцать вершков вышины, один аршин и семь вершков ширины). Икона видимо была написана по золотому фону. Некоторые утверждают, что впоследствии она была подновлена клеевыми красками, но моздокские осетины говорят, что она покрылась копотью во время пожаров трижды поражавших церковь где она изначально стояла.

Святая царица Тамара Грузинская, дочь осетинской княгини и жена осетинского князя, проявляла особую заботливость об утверждении христианства между новопросвещенными осетинами и однажды прислала в дар храму около осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе эту икону Божией Матери. Икона эта в последствии прославилась чудесными знамениями. Церковь, в которой она стояла, три раза подвергалась огню, и святую икону каждый раз находили целой, на горе неподалеку от церкви. Это чудесное спасение иконы Божией Матери от огня послужило первой причиной её чествования как чудотворной.

После подпадения Осетии под влияние ислама , к верованиям ещё нетвёрдого в Православии народа стали примешиваться мусульманские, но почитание к христианским храмам, Пресвятой Деве Марии , Илии пророку , Георгию Победоносцу и другим святым Божиим, а также некоторые христианские праздники и обряды сохранялись среди них. Они продолжали чтить и икону Богоматери, присланную Тамарой, которая своими знамениями сохранила немало осетин и черкесов верными христианству.

С XVI века горцы начали постепенно входить в соприкосновение с ширившимся Русским государством и вновь принимать от русских христианство. В 1745 году императрица Елизавета Петровна учредила Осетинскую духовную комиссию для проповеди Евангелия горским народам Кавказа. Члены Комиссии просвещали святым крещением осетин, убеждая их переселиться из гор на русскую линию, чтобы влияние соседей и мусульманских мулл в Осетии не обратило их к прежним верованиям и обычаям. Русское правительство в 1763 году пригласило горцев селиться близ Моздока . В 1793 году императрица Екатерина II взамен Осетинской комиссии учредила в Моздоке епископскую кафедру и назначила на нее епископа Гаия , грузина родом, знакомого с нравом и языками горцев.

В том же 1793 году накануне преполовения Пятидесятницы партия горцев прибыла к Моздоку имея с собой чтимую икону Божией Матери. Ночью, переселенцы увидели, что от арбы в которой находилась икона, исходит чудный свет, освещающий всю окрестность, который не мерк целую ночь. По утру осетины запрягли своих волов в арбу с иконой, но, несмотря на все понуждения, животные не двигались с места. Долго осетины не знали, что делать, пока один из них не рассказал, что слышал ночью голос, приказывающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба. Повинуясь повелению они поставили её на указанном месте и отправились в путь. Так как это событие случилось близ станицы, населенной осетинами, черкесами и казаками , недалеко от города, то слух о чудотворной иконе распространился сначала между ее жителями, а потом и в городе. Народ начал стекаться к иконе и многие из осетин узнали в ней ту икону, которая славилась чудотворениями в Осетии.

Узнав о явлении иконы епископ Гаий с крестным ходом отслужил пред нею молебен и поставил в кафедральном Моздокском соборе . Но Богоматерь чудным образом известила епископа, что желает пребывать Своею иконою там, где остановилась арба. Епископ поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону. В 1797 году на месте часовни уже был построен и освящен небольшой храм во имя Успенской Божией Матери . Лес доставили жители Луковской станицы , а средства собраны от отдельных добровольных жертвователей. Рядом с храмом вырос и женский Успенский монастырь , создававшийся во многом благодаря пожертвованиям многочисленных богомольцев стекавшихся к иконе.

По указу Святейшего Синода 16 октября 1799 года Моздокская епархия была упразднена, закрыт Успенский монастырь, а владыка Астраханский Платон (Любарский) , в ведение которого поступила Кавказская паства, собирался переместить Успенскую церковь по просьбе Моздокских грузин . Но казаки Луковской станицы, осетины и черкесы упросили владыку оставить им Успенскую церковь с её иконой на прежнем месте и, несмотря на опустение монастыря и общий упадок христианской жизни в крае, к иконе продолжали стекаться богомольцы привлекаемые славой многочисленных чудес, истекавших от неё.

В бытность на Кавказской кафедре святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал что: Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность... Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.

Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями [2] .

Святитель Игнатий озаботился созданием достойного храма для этого Моздокского «апостола» и в 1860 году выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви.

После 1895 года по инициативе архиепископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского) был организован ежегодный перенос Кавказской святыни из Моздока во Владикавказ . Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии и здесь совершая апостольское служение.

«Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы» был составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) и был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом.

Но революционное лихолетье не пощадило древней святыни - после революции 1917 года икона-оригинал была утеряна и сегодня в Успенской церкви города Моздока находится её список. В память чудесного явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке установлено митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном (Докукиным) совершать еженедельно в среду не зависимо от празднества молебное пение с водоосвящением и акафистом на распев.

Использованные материалы

«Явление чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Моздокская”», 20.V.2003; Игнатий (Брянчанинов), еп., «Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви»:

http://www.voskres.ru/oikumena/mozdikona_printed.htm

[1] Называемая также Иверской, так-как писана по образу Иверской иконы Божией Матери .

[2] Игнатий (Брянчанинов), еп., «Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви».

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.