Значение ФОТИЙ КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ФОТИЙ КИЕВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Фотий (+ 1431 ), митрополит Киевский и всея Руси , духовный писатель, святитель .

Память 27 мая (перенес. мощей), 2 июля

Фотий был родом грек из Монемвасии . Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия , великого подвижника. Когда Акакий был избран в митрополиты Монемвасийской митрополии и должен был оставить пустыню, Фотий последовал за любимым наставником и остался по-прежнему в числе близких к нему людей.

В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана (+ 1406 ). Выбор Патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. Не слушая его просьб позволить ему предаться монашеской жизни, не обращая внимания на его боязнь ехать в Россию, Фотия избрали в митрополиты, убедили исполнить волю патриарха и 2 сентября 1408 г. рукоположили.

В сентябре 1409 г. Фотий прибыл в Киев . Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Фотию удалось примирить его с собою: Витовт признал его митрополитом, и Фотий прожил в Литве около шести месяцев.

22 марта 1410 г., в день святой Пасхи, Фотий прибыл в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву .

Первые заботы Фотия по приезде в митрополию были обращены на паству, почти четыре года остававшуюся без митрополита; видя распространение разных пороков и среди мирян и среди духовенства, он рассылал по городам послания, писал поучения для проповедования, так как, плохо зная русский язык, первое время сам не мог говорить в церквах.

После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну великого князя.

Фотий начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Фотия к Василию Дмитриевичу [1] , в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к вел. князю [2] видно, что и к самому государю Фотий предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины.

Боярам удалось поссорить Фотия с Василием Дмитриевичем , а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву , клеветали на него вел. князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Фотию и решил отнять у него литовскую митрополию. Фотий решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки — пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита.

Когда Фотий явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву . В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак ( 1415 ).

Фотий разослал окружные послания [3] , в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения.

Разделение всероссийской митрополии, в общем вполне в то время естественное вследствие политических видов Витовта , в частности нельзя не считать следствием ошибок Фотия; его пристрастие к монашескому обиходу и уединенной жизни, предпочтение Москвы Киеву, нерадение о литовских областях (где он был лишь в 1408 и 1411 гг.), заведование ими через наместника, в известной мере оправдывают Витовта.

После смерти Григория Цамблака обе половины Русской Церкви опять соединились под властью Фотия.

В правление Фотия и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников .

Близкий человек к московскому князю, Фотий обыкновенно принимал горячее участие и в трудных политических обстоятельствах его княжества, к которому по-прежнему тяготел, хотя после 1419 г. и чаще посещал свои западные области. Особенно большую услугу он оказал новому великому князю московскому, 13-летнему сыну Василия Димитриевича († 1425), впоследствии получившему прозвание Темного, когда угрожала новая усобица со стороны его дяди Юрия Дмитриевича . Умиротворить князя Юрия Фотию удалось благодаря тому, что его отъезд из Галича , куда он являлся в качестве посла к Юрию, совпал с началом мора в этом городе; испуганный Юрий бросился в догоню за Фотием, вернул его в город и обещал примириться с племянником; а между тем мор стал ослабевать; это было новым доказательством чудесной силы Фотия и правоты его дела.

2 июля 1431 г. святитель Фотий скончался. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до доставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий [4] .

Фотий был погребен в Московском Успенском соборе .

В 1472 г., по случаю перестройки собора, гроб его был извлечен из земли вместе с гробами святителей Ионы , Феогноста и Киприана и затем вновь похоронен в том же соборе; здесь он находится и доныне под спудом. По общепринятому мнению день 27 мая 1472 г. считается днем обретения мощей четырех упомянутых святителей и 1472 г. годом их канонизации; но между тем известно, что в 1472 г. канонизирован был один митрополит Иона и что ни в XV , ни в XVI , ни в XVII веках празднования памяти митрополитов Киприана, Феогноста и Фотия не было ни вообще в России, ни в частности в московском Успенском соборе.

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.

Тропарь свт. Фотию

Словес евангельских послушателю / и Божественных учений рачителю, / пре­мудрый наказателю, / всегда страху Господню поучаяися, / в молитвах к Богу простираяися, / заградителю уст кривоглаголющим слово правыя веры, / апостолом сопричастниче, / вере Христовой утвердителю, / пророчески вещателю, святителю Фотие, / моли Христа Бога / умирити мир и спасти души наша.

Тропарь Киприану, Фотию и Ионе, митр. Московским и всея Руси (перенесение мощей)

Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды, / Троическим Светом озаряете сердца верных, / пренесением честных мощей ваших, / Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием, / и научисте люди твердо вере Христове, / и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми, / и упасосте добре Христово стадо, порученное вам, / Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым, / молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Труды

До нас сохранилось восемь его церковных слов:

сказанное в день Благовещения [5] ,

на Сретение Господне [6] ,

в недели — о блудном сыне, мясопустную и православия [7] ;

три слова о казнях Божиих [8] .

Перечисленные поучения Фотия, за исключением трех слов "О казнях Божиих", не имеют почти никакого отношения к современной Фотию русской жизни. При своем вступлении на кафедру Фотия адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей [9] .

При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Фотий обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии [10] .

Известны еще

два послания его священникам, монахам и всем мирянам каких-то местностей [11] ;

три учительные послания во Псков, также к священникам, монахам и всем мирянам [12] ;

три послания в киевский Печерский монастырь [13] ;

послание в псковской Снетогорский монастырь [14] ;

послание к препод. Павлу Обнорскому [15] ;

семь посланий Фотия в Псков, содержащих в себе наставления и правила относительно богослужения, церковной дисциплины и жизни.

Особенную важность для Церкви получило впоследствии послание Фотия к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении "аллилуиа" ( 1419 г.).

Церковные слова и учительные послания Фотия не отличаются самостоятельностью и представляют собой простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (напр. слово о бездождии, вторая часть которого — дословный перевод слова Василия Великого ). Из биографии Фотия не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Фотия цитируются Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Иоанн Лествичник , Дионисий Ареопагит и др.

Литература

прот. Горский, "Фотий, митрополит Киевский и всея России" ("Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе", ч. XI, М., 1852);

А. Вадковский (еп. Антоний), "О поучениях Фотия, митрополита Киевского и всея Руси" ("Правосл. собеседник", ч. I и III, и в его же книге "Из истории христианской проповеди" СПб., 1892);

епископ Орловский Макарий, "О трудах святителя Ф., митрополита Киевского и всея России" ("Духовная беседа", 1870, №№ 18—20, 23—27);

Голубинский, "История русской церкви" (т. II, М., 1900).

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4139.htm

Большой биографический словарь Половцева (этот источник использован частично).

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/30071/%D0%A4%D0...0%B9

[1] напеч. в "Памятниках древнерусского канонического права" Павлова, 35, I

[2] напеч. в "Памятниках" Павлова, 35, II

[3] послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в "Актах Истор.", т. I, 19, и в "Памятниках" Павлова, 39; послание в Киев сокращенно помещено в "Полн. собр. рус. летоп.", IV, 116 и в Никон. Лет., V, 65; послание во Псков — в "Актах истор.", I, 40

[4] завещание напечатано в "Полн. собрании рос. летоп.", VI, 144, Никон. Лет., V, 100; "Собран. госуд. грам. и догов.", II, 17

[5] напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 182

[6] в "Правосл. собеседн.", 1860, ч. II, стр. 453

[7] ibid., 1860, ч. III, стр. 97, 222, 357 и 481

[8] два напечатаны в "Правосл. собеседн.", 1861, ч. II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, ч. III, стр. 70

[9] напеч. в "Дополн. к Актам истор.", т. I, 181 и в "Памятниках" Павлова, 60

[10] напеч. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 183

[11] отрывок одного в синодальных рукоп. по "Опис." Горского и Невоструева, 330; указание на другое в "Библиографическом словаре" Строева, 1

[12] напечатаны — первое от 23 сентября 1416 г. в "Актах историч.", т. I, 21, в "Памятниках" Павлова, 42; второе — от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в "Актах историч.", т. I, 30, и у Павлова, 53; третье — от 4-го января неизвестного года в "Актах истор.", т. I. 35, и у Павлова, 58

[13] два послания напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 180

[14] напеч. в "Актах историч.", т. I, 26, и у Павлова, 46

[15] в "Актах ист.", т. 2, 57, и у Павлова, 57

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.